Слайд 2
Этапы развития
античной художественной культуры
I Эгейская культура:
Крито-микенская культура
III-II тыс. до н.э.;
«Темные века» от Троянской войны до
гомеровской Греции XII-XI вв. до н.э.;
Гомеровская Греция XI-VIII вв. до н.э.;
Греческая архаика VIII-VI вв. до н.э.
II Культура Древней Греции:
Греческая классика VI-IV вв. до н.э.;
Культура эллинизма IV-I вв. до н.э.
III Культура Древнего Рима:
Культура Римской республики IV-II вв. до н.э.;
Культура Римской империи I-V вв. до н.э.
Слайд 3
Тема: «Эгейская культура»
Цель: Изучить художественные особенности Эгейского
искусства.
План достижения цели:
1 Выявить художественные особенности архитектуры;
2 Выявить художественные
особенности изобразительного искусства.
Слайд 4
Эгейская культура зарождается в III-II тыс. до н.э.,
ее центр – остров Крит со столицей в городе
Кносс. В XVI-XV вв. до н.э. центр Эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова – полуостров Пелопонес в город Микены.
Слайд 5
Открытие Эгейской цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который
в 1901г. начал рискованные раскопки на Крите и обнаружил
Кносский дворец.
Слайд 6
Кносский дворец
В чем состоят особенности его архитектуры?
Слайд 8
Микены
Каковы особенности архитектуры Микенского дворца?
Слайд 9
Новый тип строения акрополь – это город-крепость, носит
оборонительный характер.
Слайд 10
Сооружение построено «циклопической» кладкой из грубо отесанных камней.
Слайд 11
Дворец имеет регулярную планировку.
Главное помещение – мегарон –
прямоугольный зал
с очагом в центре.
Слайд 12
Изобразительное искусство Крита и Микен
Слайд 13
Интересно выполнены фрески в тронном зале Кносского дворца,
где установлен каменный трон.
Слайд 14
В росписях преобладает волнистая линия и упругий завиток
Слайд 15
На Крите был принят обычай ритуальных прыжков
через
быка, в котором состязались и юноши
Слайд 16
Выпрыгивающие на поверхность дельфины и снующие в разные
стороны рыбы – один из основных мотивов росписей
Слайд 17
Легендарные изысканные женщины с открытой грудью представляют служительниц
культа Змеи,
властительницы подземного царства.
Слайд 18
Герои микенских росписей тяжеловесны и массивны, прочно стоят
на земле. Их образы проникнуты внутренней силой и непоколебимой
уверенностью в себе.
Слайд 19
В микенских росписях появляются новые персонажи — воины
и охотники, однако их фигуры изображены в застывших, неловких
позах.
Слайд 20
Особую роль в Эгейской культуре играет искусство вазописи.
В.Я.
Брюсов
ЭГЕЙСКИЕ ВАЗЫ
Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически размерны,
То соблазнительно
неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо-нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих<...>
Как исхищре́нны их узоры,
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Как много жизни претворенной, —
Пресыщенной и утомленной
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты
По стенкам нежные спирали;
Плывут дельфины на бокале,
И безобразны и прекрасны;
И стебель, странно-сладострастный,<…>
На черном поле звезды — рдяны,
Горят, как маленькие раны,
А фон лазурный иль червленый
Взрезают черные фестоны; <…>.
1916—1917
Слайд 21
Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес:
орнамент белого, оранжевого и красного цвета на черном матовом
фоне.
Слайд 22
Разнообразные по форме керамические сосуды покрыты декоративным орнаментом
с растительными мотивами и изображениями на морскую тему: спруты,
медузы, морские звезды, кораллы, волнистые водоросли и раковины.
Слайд 23
Проверим, что нового мы узнали!
Слайд 24
Весь средиземноморский мир был в культурном и культовом
взаимодействии, взаимосвязи. Все: и египтяне, и халдеи, и шумеры
имели свою космогонию, свои параллельно существующие мифы. Но там, на Крите, они, возможно, сходились в единой мистерии таинства прохождения рая и ада, света и тьмы, двух основных изначальных начал, дававших обновление возрождения «жизни сначала».
Паола Волкова, историк искусства