Слайд 2
Детские годы
Родился будущий поэт 15 (3) июня 1867
года в семье помещика, земского деятеля Дмитрия Константиновича Бальмонта,
жившего в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Мать – Вера Николаевна Лебедева. Именно она – высококультурная женщина, оказала наиболее глубокое влияние на юного Константина. Детство прошло в родовом поместье, где мать много читала ему, знакомила с творчеством известных поэтов и писателей, рано приобщая мальчика к литературе, которая станет его профессией. Детские и юношеские годы, проведенные в родной усадьбе, подробно описаны К. Бальмонтом в автобиографическом романе “Под новым серпом”, вышедшем в 1923 году в Берлине.
Слайд 3
Поэт в 1876-1884 гг. учился в классической гимназии
в г. Шуи, из которой был исключен за принадлежность
“к революционному кружку”. Среднее образование пришлось получать во Владимирской гимназии, которую Бальмонт окончил в 1886 г. Юноша стремится получить юридическое образование, и в итоге он поступает на юридический факультет Московского университета, но через год исключается из него как один из организаторов студенческих беспорядков. Проведя год в Шуе под негласным надзором полиции, Бальмонт вновь поступает в Московский университет, но вскоре сам бросает занятия. Осенью 1889 года он поступает в Демидовский юридический лицей Ярославля, но несколько месяцев спустя он и вовсе отказывается от получения казенного образования, потому что его любовь к творчеству оказалась сильнее, чем к занятиям по юридическим наукам. Бальмонт, который “в юности больше всего увлекался общественными вопросами”, до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, мечтавшим “о воплощении человеческого счастья на земле”.
Слайд 4
Литературный дебют
Уже в 1890 году свет увидел первый
сборник стихов Бальмонта, признанный самим автором неудачным, который в
итоге был уничтожен. Бальмонт считает первым сборник “Под северным небом”, выпущенный в 1894 году. Стихи были во многом продуктом своего времени: книга получила широкий отклик, и отзывы были в основном положительными. В них отмечалась несомненная одарённость дебютанта, его “собственная физиономия, изящество формы” и свобода, с которой он владеет ею. Эта книга открывает необычайно плодотворный период творчества поэта.
Слайд 5
Восхождение к славе
Если дебют 1894 года не отличался
оригинальностью, то во втором сборнике “В безбрежности”(1895) Бальмонт приступил
к поискам “нового пространства, новой свободы”, возможностей соединения поэтического слова с мелодикой. “…Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые”, — позже писал он сам о стихах 1890-х годов. Несмотря на то, что сборник “В безбрежности” критики признали неудачным, “блеск стиха и поэтический полёт” обеспечили молодому поэту доступ в ведущие литературные журналы.
Слайд 6
Пик популярности
Сборник “Горящие здания” (1900), занимающий центральное место
в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении
Поляковых “Баньки” Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении. “Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь”, — такими словами в предисловии к “Горящим зданиям” Бальмонт сформулировал свой девиз. Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию. Благодаря сборнику «Горящие здания» Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе.
Слайд 7
Постепенно образ жизни Бальмонта во многом стал меняться.
Жизнь поэта в Москве проходила в усидчивых занятиях дома,
чередовавшихся с бурными кутежами, когда встревоженная жена принималась разыскивать его по всему городу. При этом вдохновение не оставляло поэта. “Ко мне пришло что-то более сложное, чем я мог ожидать, и пишу теперь страницу за страницей, торопясь и следя за собой, чтобы не ошибиться в радостной торопливости. Как неожиданна собственная душа! Стоит заглянуть в неё, чтобы увидеть новые дали… Я чувствую, что я напал на руду… И если я не уйду с этой земли, я напишу книгу, которая не умрёт”, — писал он в декабре 1900 года. Четвёртый поэтический сборник Бальмонта “Будем как Солнце” (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой.
Слайд 8
Анализ произведения
“Я буду ждать”
Оно входило в сборник «Горящие
здания» . В книгу вошли 131 стихотворение, написанные в
основном осенью и зимой 1899 года. Сборник разбит на несколько разделов, стихотворения каждого из которых объединены тематикой и настроением. Это стихотворение из части "Ангелы опальные". В этот момент Бальмонт уже был влюблён в Екатерину Алексеевну Андрееву, вскоре она стала его женой. Поэт быстро увлёкся ею, но долго не встречал взаимности. И возможно, оно как раз о его чувствах к ней. Ранние сборники Бальмонта — среднее между символизмом и импрессионизмом. Философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащая в основе импрессионистического искусства, сформировала творческую манеру Бальмонта. В том поэтическом мире, который он создавал, все подвижно, бегло и зыбко, все соткано из летучих мимолетных впечатлений, безотчетных восприятия, неотчетливых ощущений.