Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Методическая разработка открытого урока-спектакля по дисциплине История отечественной культуры на тему Мы грань земную перешли...

Содержание

Мы грань земную перешли, Мир исчезающий невинен. Уходят в море кораблиИ тонут в голубой пустыне.(3. Шаховская) «Мы не покинули Россию,
Урок-спектакль«Мы грань земную перешли…»(Культура русского зарубежья первой волны)Составитель: Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель Мы грань земную перешли, Мир исчезающий невинен. Уходят в море кораблиИ тонут Тип урока: литературно-музыкальная композиция с элементами спектакля.Цели урока:Образовательные:- Систематизировать, углубить знания студентов.- Серебряный век испытал военные и социальные потрясения 1917-1920 гг. Но мощное культурное Пройдет несколько десятков лет… Целая жизнь… В Россию вернётся Ирина Одоевцева - Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой выживания Двадцатый век… ещё бездомней,Ещё страшнее жизни мгла, Ещё чернее и огромней Тень Русская эмиграция после революции и гражданской войны выделяется массовостью исхода за короткое Марина ЦветаеваЗа пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской литературы. Все признавали его Никто, кроме него, в русской литературе не умел с таким мастерством передать Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе Исторической миссией русской эмиграции после революции стало сохранение и развитие уже исчезнувшей Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни столицы, ни правительства, ни Анна АхматоваМне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край Марина ЦветаеваБелая гвардия, путь твой высок:Черному дулу – грудь и висок.Божье да Век мой, зверь мой, кто сумеетЗаглянуть в твои зрачкиИ своею кровью склеитДвух Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что существовали в России «золотого» Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида». Атмосфера дискуссий, высокого культурного Василий КандинскийМарк ШагалКонстантин КоровинЛеон БакстВ гораздо выгодном положении в эмиграции оказались русские Коровин Константин Парижский бульварПлафон парижской Grand OperaМарк Шагал Леон Бакст . Театральные костюмы  Русская музыкальная культура за рубежом оказалась в лучших условиях (ведь музыка — Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. блистала настоящими «звездами»: певец Ф.И. Из русских композиторов наиболее быстро и естественно в европейскую культуру вошел самый Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой выживания Домашнее задание: Подготовить презентации по жизни и творчеству деятелей культуры русского зарубежья https://www.colourbox.com/preview/9069294-springtime-apple-blossoms-nature-background.jpg - фонИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9142dab44918fa4e5a5f4a414b43c8bc-l&n=13 – яблоневый цветокhttp://allday1.com/imagedb/be/f/048b2188e2f1f930cb0c8a09e453a.jpg - зеленые листики
Слайды презентации

Слайд 2 Мы грань земную перешли,
Мир исчезающий невинен.

Мы грань земную перешли, Мир исчезающий невинен. Уходят в море кораблиИ

Уходят в море корабли
И тонут в голубой пустыне.
(3. Шаховская)



«Мы не покинули Россию,
мы увезли её с собой»
(Роман Гуль)


Слайд 3 Тип урока: литературно-музыкальная композиция с элементами спектакля.
Цели урока:
Образовательные:
-

Тип урока: литературно-музыкальная композиция с элементами спектакля.Цели урока:Образовательные:- Систематизировать, углубить знания

Систематизировать, углубить знания студентов.
- Проконтролировать качество усвоенных студентами знаний

по данной теме.
Развивающие:
- Продолжить формировать у студентов умения формулировать выводы, самостоятельно строить рассказ, обобщать отдельные факты, работать с основными терминами и понятиями.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшим шедевры отечественной культуры Серебряного века


Слайд 4 Серебряный век испытал военные и социальные потрясения 1917-1920

Серебряный век испытал военные и социальные потрясения 1917-1920 гг. Но мощное

гг. Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в

один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств — ведь у культуры есть собственные источники и логика развития. Серебряный век не исчез. Отдельные его традиции продолжали существовать некоторое время в культуре революционного романтизма, а большая часть — в культуре «России № 2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-30-х гг.


Слайд 5 Пройдет несколько десятков лет… Целая жизнь… В Россию

Пройдет несколько десятков лет… Целая жизнь… В Россию вернётся Ирина Одоевцева

вернётся Ирина Одоевцева - замечательная русская поэтесса, супруга и

единомышленник Георгия Иванова, современница и ученица Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского.
Представим себе, что мы оказались собеседниками этой замечательной творческой пары.

Слайд 6 Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была

Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой

поставлена перед дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло

не между выбором сохранить или приспособиться, а между теми, кто оказался в эмиграции, и теми, кто остался. События революции и гражданской войны разломили Серебряный век на две неравные части. Волею судеб часть деятелей русской культуры остаются в голодающей России.

Это Александр Блок,

Анна Ахматова,

Николай Гумилёв,

Осип Мандельштам.


Слайд 7 Двадцатый век… ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё

Двадцатый век… ещё бездомней,Ещё страшнее жизни мгла, Ещё чернее и огромней

чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,
И

к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Слайд 8 Русская эмиграция после революции и гражданской войны выделяется

Русская эмиграция после революции и гражданской войны выделяется массовостью исхода за

массовостью исхода за короткое время (по различным данным, в

течение нескольких лет Россию покинули около двух миллионов человек). Но главное отличие состояло в том, что русские беженцы стали эмигрантами вопреки своему желанию, а оставленная ими родина изменилась самым радикальным образом.
Ведущим культурным феноменом истории русской эмиграции стала литература. Изобразительное и музыкальное творчество по сути своей более интернационально. Литература же хранила главное: язык, мысль.


Георгий Иванов


Слайд 9 Марина Цветаева
За пределами России оказалась едва ли не

Марина ЦветаеваЗа пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных

половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих творцов философии

и искусства Серебряного века. В целом создалась уникальная ситуация. Нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики — а культура есть.

Главное в сохранении национального лица — это не государство и не экономика, а культура. Распад государства не влечет за собой гибели нации. Только гибель культуры означает ее исчезновение.

Дмитрий Мережковский

Зинаида Гиппиус


Слайд 10 И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской

И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской литературы. Все признавали

литературы. Все признавали его талант, хотя он мало общался

с парижской литературной богемой. Но для большинства русских литераторов за границей лидерство И.А. Бунина было вне сомнений.

И. А. Бунин


Слайд 11 Никто, кроме него, в русской литературе не умел

Никто, кроме него, в русской литературе не умел с таким мастерством

с таким мастерством передать запахи, ощущения. Описаниями «темных аллей»

и жизни в старых русских усадьбах писатель словно делал читателя своим земляком, так же, как он, хорошо знавшим родные места. Надо ли говорить, какое впечатление такая проза производила на тосковавшего по родине эмигранта?


Слайд 12 Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук,

Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе

первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе


Слайд 13 Исторической миссией русской эмиграции после революции стало сохранение

Исторической миссией русской эмиграции после революции стало сохранение и развитие уже

и развитие уже исчезнувшей культуры в традициях Серебряного века.

Эта особенность сделало русскую культуру культурным феноменом. В эти трагические годы оставшийся в России Николай Гумилёв напишет:

Николай Гумилёв

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в тишине


Слайд 14 Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни

Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни столицы, ни правительства,

столицы, ни правительства, ни законов, разбросанная по разным странам

мира, держалась только одним — сохранением прежней культуры России в чужом культурном и национальном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.

Слайд 15 Анна Ахматова
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил:

Анна АхматоваМне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой

«Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я

кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И у тех, кто вынужден был уехать, и у тех, кто остался, был свой, особый взгляд на происходящее, своя, особая правда.


Слайд 16 Марина Цветаева
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу –

Марина ЦветаеваБелая гвардия, путь твой высок:Черному дулу – грудь и висок.Божье

грудь и висок.

Божье да белое твое дело:
Белое тело твое

в песок.

Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…

Старого мира – последний сон:
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.

Слайд 17 Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои

Век мой, зверь мой, кто сумеетЗаглянуть в твои зрачкиИ своею кровью

зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных

вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
…………………………….
И ещё набухнут почки.
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный, жалкий век!

Слайд 18 Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что

Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что существовали в России

существовали в России «золотого» пушкинского века, были воскресные собрания

в квартире З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского на улице Колонель Боннэ. Здесь собирались и литературные мэтры и молодые литераторы эмиграции, политики, философы, иногда заходил и Бунин.

Слайд 19 Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида».

Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида». Атмосфера дискуссий, высокого

Атмосфера дискуссий, высокого культурного творчества, царившая в их доме,

переносила сюда привычки 10-х гг. к спорам, поиску нового, ценности индивидуальности, оригинальности, культ творчества. Утверждали, что на воскресных встречах было запрещено говорить только о двух вещах: о погоде и о быте.

Слайд 20 Василий Кандинский
Марк Шагал
Константин Коровин
Леон Бакст
В гораздо выгодном положении

Василий КандинскийМарк ШагалКонстантин КоровинЛеон БакстВ гораздо выгодном положении в эмиграции оказались

в эмиграции оказались русские художники. Ведь язык живописи интернационален.

Они по-настоящему принадлежали уже не только русской культуре — они стали частью мировой культуры. Это было иное решение дилеммы сохранять или ассимилироваться.

Слайд 21 Коровин Константин
Парижский бульвар
Плафон парижской Grand Opera
Марк Шагал

Коровин Константин Парижский бульварПлафон парижской Grand OperaМарк Шагал

Слайд 22 Леон Бакст . Театральные костюмы 

Леон Бакст . Театральные костюмы 

Слайд 23 Русская музыкальная культура за рубежом оказалась в лучших

Русская музыкальная культура за рубежом оказалась в лучших условиях (ведь музыка

условиях (ведь музыка — самое интернациональное искусство). Накануне революции

в Европе на гастролях оказалось несколько групп артистов Императорских театров, которые стали первыми эмигрантами.

Слайд 25 Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. блистала

Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. блистала настоящими «звездами»: певец

настоящими «звездами»: певец Ф.И. Шаляпин, танцоры и балетмейстеры М.Ф.

Кшесинская, А.П. Павлова, В.Н. Нижинский, М.М. Фокин, С.М. Лифарь, Т.П. Карсавина.

Слайд 26 Из русских композиторов наиболее быстро и естественно в

Из русских композиторов наиболее быстро и естественно в европейскую культуру вошел

европейскую культуру вошел самый авангардный — И.Ф. Стравинский. С.В.

Рахманинова чаще воспринимали как гениального виртуозного пианиста. Русские музыканты за рубежом обогатили западную культуру русской классикой. Особой популярностью пользовались музыка П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина и оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Федор Шаляпин

Но для самих эмигрантов, тосковавших по потерянной родине, наиболее близка была песенная культура. Концерты А.Н. Вертинского собирали полные залы.

Сергей Рахманинов

Игорь Стравинский


Слайд 27 Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была

Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой

поставлена перед дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло

не между выбором сохранить или приспособиться, а между теми, кто оказался в эмиграции, и теми, кто остался. Русская пореволюционная эмиграция выполнила свою историческую миссию и угасла, когда иссякли внутренние источники культурного развития в рамках традиций Серебряного века.

Слайд 29 Домашнее задание: Подготовить презентации по жизни и творчеству

Домашнее задание: Подготовить презентации по жизни и творчеству деятелей культуры русского

деятелей культуры русского зарубежья первой волны.

Учебно-методическое обеспечение
Л.А. Рапацкая "Искусство

"серебряного века". - М.: Просвещение: "Владос", 1996.
Л.В. Звягина "Уроки-концерты в школьном курсе "Мировая художественная культура". - Новосибирск: "Книжица", 1997.
Г. Пономаренко "Отговорила роща золотая", М.: Музыка, 1981.
Н.А. Калинина "Сергей Васильевич Рахманинов". - М.: Дет.лит., 1989.
С.С. Прокофьев "Материалы, документы, воспоминания". - М.: Музыка, 1987.
С.Ф. Хлебунова Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: издательство "Учитель", 2005.


  • Имя файла: metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-uroka-spektaklya-po-distsipline-istoriya-otechestvennoy-kultury-na-temu-my-gran-zemnuyu-pereshli.pptx
  • Количество просмотров: 114
  • Количество скачиваний: 1