Слайд 3
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует
с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная
городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Слайд 4
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Один из наиболее известных видов русской народной живописи .
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 5
Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность,
благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией
рисунков и орнаментов.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.
Слайд 6
Филимо́новская игру́шка — русский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.
Благодаря
особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая
её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданым, их называли «свистульки».
Слайд 7
Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской
области. Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на
местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Пинежью её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
Слайд 8
Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов.
Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на
территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.