Слайд 2
Содержание
Введение………………………………………………………………...……........4
Глава I. Становление личности поэта…………………………………….…..6
1.1. Детские и юношеские годы М.Ю.
Лермонтова….....…….…......6
1.2. Формирование Лермонтова как художника……...............….…11
Глава II. Художественное наследие…………………………………….....…..14
2.1. Ранние опыты художника – дилетанта. «Испанский цикл»....14
2.2. Пейзажные записи и путевые зарисовки…………………….....15
2.3. Портретные миниатюры. Батальные сцены…………………...16
2.4. Лермонтов – карикатурист. Рисунки на автографах……. …...17
2.5. Кавказский цикл…………………………...…………………..…..18
Заключение……………………………………………………………...................27
Список использованных источников……………………...……….….…...…..28
Приложения..…………………………………………………………........………30
Слайд 3
Введение
Индивидуальный проект посвящен художественному
таланту поэта «золотого века» М.Ю. Лермонтова.
Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней. Однако известно, что в его жизни значительное место занимала живопись. Это обусловило наше обращение к личности писателя, к художественным текстам, которые дают возможность проанализировать творческое наследие поэта с позиции вдумчивого читателя, и актуальность темы индивидуального проекта.
Слайд 4
Введение
При изучении литературоведческой и методической литературы нами было
выявлено противоречие между необходимостью изучения творческого наследия Лермонтова в
русской литературе и недостаточной информации о нем, как о талантливом художнике.
Проблема исследования: Как талант Лермонтова – художника повлиял на талант Лермонтова – поэта.
Тема исследования: М.Ю. Лермонтов – художник.
Объект исследования: биография и творчество великого русского писателя.
Предмет исследования: воплощение художественного таланта Лермонтова в живописи.
Слайд 5
Введение
Цель исследования: показать художественное восприятие окружающего мира Лермонтовым
– живописцем.
Гипотеза: предполагается, что если изучать творчество Лермонтова
– художника, то это будет способствовать повышению интереса к постижению творчества Лермонтова-поэта, писателя.
Слайд 6
Введение
Задачи:
изучить становление личности поэта;
проанализировать художественное наследие Лермонтова
в изобразительной деятельности;
проследить, как два вида искусства дополняют друг
друга в творчестве Лермонтова.
Методы исследования:
теоретический анализ литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования;
метод сопоставления и обобщения материала.
Слайд 7
Глава I. Становление личности поэта
1.1. Детские и
юношеские годы М.Ю. Лермонтова
Русский поэт, прозаик, драматург, художник родился
15 октября 1814 г., в Москве
в семье армейского капитана Юрия Лермонтова и Марии Лермонтовой,
происходил из богатого дворянского рода Столыпиных по материнской линии.
Слайд 8
Глава I. Становление личности поэта
1.1. Детские и
юношеские годы М.Ю. Лермонтова
Прекрасное домашнее образование,
заботливое отношение любимой бабушки и чудесная природа — всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта.
К 1828 году Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности и в 1830 году пишет:
«Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня».
Слайд 9
1.2. Формирование Лермонтова как художника
Любовь
к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого детства.
По рассказам С.А. Раевского,
пол в комнате маленького Мишеля
в Тарханах был покрыт сукном,
и величайшим удовольствием ребёнка было ползать по полу и чертить мелом.
На самом раннем портрете будущий поэт изображён в возрасте
2 - 3 лет с мелом в правой руке и свитками с рисунками – в левой.
Слайд 10
1.2. Формирование Лермонтова как художника
Огромное место в рисунках
и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень
любил и замечательно рисовал.
Слайд 11
Глава II. Художественное наследие
2.1. Ранние опыты художника —
дилетанта. «Испанский цикл»
Работы Михаила Юрьевича, образующие
«испанский цикл», привлекают большое внимание.
Первое известное и самое значительное живописное произведение Лермонтова в этом цикле – это «Портрет герцога Лермы».
Слайд 12
Глава II. Художественное наследие
2.1. Ранние опыты художника —
дилетанта. «Испанский цикл»
В 1830 году
была создана трагедия «Испанцы», а
акварели и рисунки «Испанец с кинжалом»,
«Испанец с фонарем и католический монах»,
«Испанец в белом кружевном воротнике»,
портретная миниатюра «Эмилии – героини «Испанцев» – представляют собой зрительные восприятия трагедии.
Слайд 13
2.2. Пейзажные записи и путевые зарисовки
В ранних работах Лермонтова преобладает романтическое видение природы, истории
и людей, будь то пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» или «Древняя рать».
Слайд 14
2.2. Пейзажные записи и путевые зарисовки
В 1837 году
Лермонтов лечился в Ставрополе в военном госпитале, сразу за
которым был глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле, там была едва заметная тропинка, которая проходила через лес к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт – «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».
Слайд 15
2.3. Портретные миниатюры. Батальные сцены
В последние годы жизни
Лермонтов много времени уделял портрету, изображая своих друзей и
знакомых. Так же он занимался иконографией – романтический автопортрет 1837 года, где Михаил Юрьевич изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.
Слайд 16
2.3. Портретные миниатюры. Батальные сцены
Лермонтов участвовал в военной
кампании против горцев в 1840-1841 годах и запечатлел одну
из битв этой кампании в рисунке «Эпизод из сражения при Валерике».
Слайд 17
2.3. Портретные миниатюры. Батальные сцены
Акварель продолжает тему «бедствий
войны» своим изысканным колоритом – «При Валерике. Похороны убитых»
Беглые зарисовки Лермонтова полны динамики: «Всадники», «Черкес, стреляющий на скаку», «Кавалерийская схватка».
Слайд 18
2.4. Лермонтов — карикатурист. Рисунки на автографах
«Поспешает
на тревогу» – этот рисунок изображает генерала с большим
животом, который спешит на происшествие. Он изображен в очках со звездой и лентой через плечо, замахивающим длинным кнутом на чахлую лошаденку, которая еле передвигает ноги.
2.5. Кавказский цикл
Свое восхищение величественной природой Кавказа Лермонтов высказал в детском рисунке «На горячих водах». Под рисунком находилась подпись на французском языке:
«М.Л. 1825 год. В июне на горячих водах».
2.5. Кавказский цикл
Панорамный пейзаж с прохладными голубыми далями, аккуратными домиками в долине – это Пятигорск, каким его знал и любил Михаил, где жили герои его произведений «Вид Пятигорска».
2.5. Кавказский цикл
«Бештау около Железноводска», где изображена улица колонии Каррас, над которой возвышается красавец Бештау и «Офицер верхом и амазонка».
2.5. Кавказский цикл
«Развалины близ селения Караагач в Кахетии» – на этой картине художник изобразил окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил.
2.5. Кавказский цикл
«Крестовая гора» — одна из лучших живописных работ Лермонтова.
2.5. Кавказский цикл
Горный пейзаж, изображённый на картине суров и поэтичен – «Перестрелка в горах Дагестана».
2.5. Кавказский цикл
«Военно – Грузинская дорога близ Мцхеты».
2.5. Кавказский цикл
«Башня в Сиони».
«И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!»
2.5. Кавказский цикл
Полк, в котором служил Лермонтов, стоял в ста верстах от Тифлиса, и Михаил был в этом замечательном древнем городе – «Вид Тифлиса».
2.5. Кавказский цикл
«Лезгинка» – на этом рисунке изображена характерная для вечернего города сцена: девушки, танцующие лезгинку на плоской кровле тифлисского дома.
2.5. Кавказский цикл
То, что увидел поэт, глубоко потрясло его душу.
«...Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет!...небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует: он – зачем?»
Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года».
2.5. Кавказский цикл
«А.А. Столыпин в костюме курде»
2.5. Кавказский цикл
«Воспоминания о Кавказе» – это одна из картин Кавказского цикла, которая выделяется по эмоциональной насыщенности и обобщенности романтического восприятия.
Слайд 32
Заключение
Изучив соответствующую
литературу, мы пришли к выводу, что творчество М. Ю.
Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека, творчески одаренного и в литературе, и в живописи.
Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным, недаром он – то явление в поэзии, которое принято называть чудом.
Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.
Слайд 33
Заключение
Белла Ахмадулина
назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно
и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик у читателя.
Учитывая выдающийся вклад М.Ю. Лермонтова в отечественную культуру и в связи с 200-летием со дня его рождения, в 2014 году ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ был подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова».
Слайд 34
Заключение
Важно
подчеркнуть, что Лермонтов рисовал всю свою жизнь, с детства
и до самой безвременной гибели. Многие его работы не сохранились, но те, что дошли до нас – более десяти картин маслом, пятидесяти акварелей, трехсот рисунков – дает нам возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии.
Мы выяснили, что Михаил Юрьевич работал в различных жанрах изобразительного искусства: пейзаж, портрет, карикатура, батальные сцены, графика. Важнейшее место в его творчестве занимали поездки на Кавказ, ведь именно там он создал большее количество своих работ.
Слайд 35
Заключение
Таким образом, в данной работе
мы попытались доказать актуальность изучения творческого наследия Лермонтова как
художника.
Поставленная цель проекта достигнута, а анализ литературоведческой и методической литературы подтвердил выдвинутую нами гипотезу.
Подводя итоги, нельзя не отметить, что рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники о жизни.
Слайд 36
Список использованной литературы
1. Автопортрет Лермонтова: история
одного полотна. – URL:
http://fb.ru/article/175147/avtoportret-lermontova-istoriya-odnogo-polotna
2.
Библиотека ebook / Лермонтов Михаил Юрьевич. – URL:
http://цбсессентуки.рф/index.php/biblioteka-ebook/30-lermontovm
3. Браницкий А.В. Воспоминания. – Москва: Просвещение, 1840. –С.129.
4. Браницкий А.В. Нива. – Москва: Просвещение, 1885. – С. 643-647
5. Виноградов В. Проблемы русской литературы. – Москва: Знание, 1968. – С. 522-535.
6. Во всем дойти до совершенства... / Лермонтов – живописец. – URL:
http://ter-psich-ora1.livejournal.com/15824.html
7. Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова. – URL:
http://fb.ru/article/161367/jivopis-lermontova-m-yu-graficheskoe-nasledie-lermontova
Слайд 37
Список использованной литературы
8. Знаете ли вы имя известного
русского художника, писавшего картины по сюжетам произведений М.Ю. Лермантова.
– URL:
https://otvet.mail.ru/question/185308358
9. Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. – URL:
https://studsell.com/view/49920/10000
10. Лермонтов о Кавказе. – URL:
http:///prezentatsii/literatura/Lermontov-o-Kavkaze/010-Ottuda%20Lermontov-snova-cherez-Stavropol-gde-v-eto-vremja-poznakomilsja.html
11. Лермонтов – художник. – URL:
http://filatova11.blogspot.ru/2014/10/blog-post_14.html3
12. Лермонтов – художник. – URL:
http://lermontov.niv.ru/lermontov/bio/hudozhnik.htm
13. Лермонтов – художник Кавказский цикл. – URL:
http://maxreferal.ru/referat/lermontov-khudozhnik-kavkazkii-tcikl/
Слайд 38
Список использованной литературы
14. Михаил Лермонтов как художник:
картины, рисунки, рассказ о творчестве. – URL:
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1641-lermontov.html15. Реферат: Тайна
рисунков М. Ю. Лермонтова. – URL:
http://www.bestreferat.ru/referat-402183.html
16. Сиротин В. Перья серафимов: М. Ю. Лермонтов в искусстве своей эпохи //