Слайд 2
Цель:
Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере
образа Башмачкина;
выявить авторскую позицию и свою собственную к
данной проблеме.
Слайд 3
Эпиграф
Весь мир против меня:
Как я велик!…
М.Ю.Лермонтов
«Все мы
вышли
из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский
Слайд 4
Зачем же изображать бедность…
и несовершенства нашей жизни,
выкапывая людей
из жизни,
из отдалённых закоулков государства?
…нет, бывает время, когда иначе
нельзя устремить общество и даже
поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его
настоящей мерзости
Н.В. Гоголь
Слайд 5
Притча о человеке
В жаркий летний день древние афиняне
увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
-Ты что ищешь?- спросили они.
-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь, Демосфен?
-Я ищу человека...
-Кого: его, меня..?
- Я ищу Че-ло-ве-ка!
Слайд 6
Так что же это значит – быть Человеком?
Чем человек отличен от вещи? На эти и другие
вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».
Слайд 7
Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к
душе живой.
- Может ли быть душа мёртвой?
- Нет, душа
бессмертна.
- Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия.
Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.
Слайд 8
“Петербургские повести”
новый шаг в развитии русского реализма.
В
этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”,
“Записки сумасшедшего” и “Шинель”.
Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.
Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.
Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Слайд 9
«маленький человек»
- это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный,
забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой),
жалкий.
- В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».
Слайд 10
У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует
там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Он
продолжение того образа, заложенного Александром Сергеевичем. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Поэтому истории, подобные к "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость.
Слайд 11
Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Слайд 12
Какова главная тема повести “Шинель”?
Тема человеческого страдания,
предопределенного укладом жизни;
тема “маленького человека”.
Слайд 13
А герой-то маленького чина, “низенького роста,
несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат,
с небольшой лысиной на лбу”.
Слайд 14
Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
“…служил в одном
департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в
департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.
Слайд 15
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения,
а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали
ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
Слайд 16
Охарактеризуйте образ главного героя
Какая личность перед нами?
Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а
у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
Слайд 17
Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что
он идет ради этого?
Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь,
а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.
Слайд 20
Никто в этом мире не захотел помочь ему,
не поддержал протест против несправедливости
Слайд 21
С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
Башмачкин умирает
не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия
и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
Слайд 22
Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы
скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы
ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…
Слайд 23
Синквейн
1 строка: Кто? Что? (1 сущ.)
2 строка:
Какой? (2 прилаг.)
3 строка: Что делает? (3 глагола)
4 строка:
Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)