Слайд 2
Литература
Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов
научной деятельности: учебное пособие для подготовки аспирантов и соискателей
различных ученых степеней - М.: Финансы и статистика, 2003. - 269 с.
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 185 с.
Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформл. - М.:Ось-89, 2006. – 224 с.
Слайд 3
Литература
(для психологов)
Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология
и методы психологического исследования. – М.: Академический проспект; Трикса,
2006.
Слайд 4
Наука как творчество
1. Категорийное содержание понятия «наука».
2. Научное
творчество.
Слайд 5
О понятии «наука»
Термином наука обозначают совокупность многих составляющих
процесса производства знаний: ученых, учреждения и организации, приборы и
оборудование, научно-исследовательскую деятельность.
Это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 6
Исходные принципы (мифологемы) науки
— потребность в достоверном знании,
которое может служить основанием для достижения поставленных целей;
— вера в
самоценность истины и в возможность ее достижения;
— вера в очевидность как критерий истины;
Слайд 7
Исходные принципы (мифологемы) науки
— вера в непогрешимость накопленного
человеком личного практического опыта и относительный скептицизм (когда человек
говорит, что «человеку свойственно ошибаться», он имеет в виду других, но не себя);
— уверенность в праве на свободное научное творчество и свободный обмен информацией;
— вера в абсолютную ценность новизны научного знания.
Слайд 8
Этапы истории науки
1) древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская,
египетская, древнеиндийская и древнекитайская);
2) античная наука (характерное явление —
«Начала» Евклида);
3) средневековая европейская наука (астрология, алхимия, экзегетика);
Слайд 9
Этапы истории науки
4) новоевропейская классическая наука XVII
— перв. пол. XIX в. (математика, механика);
5) неклассическая наука
конца XIX — XX в. (релятивизм, индетерминизм, вероятность, системность, структурность);
6) постнеклассическая наука с конца ХХ в. (синергетика, глобалистика, экология, телеологизм, органицизм, нелинейность).
Слайд 10
Понятие творчества
Творчеством называется деятельность, в процессе которой
происходит созидание, или возникновение, новых ценностей.
Слайд 11
Этапы творчества
1. Сбор информации
Информация – снимаемая
неопределенность.
Определить круг источников информации по проблеме научного исследования.
Составить алгоритм
получения информации, обработки, хранения и использования.
Использовать информацию о смежных научных дисциплинах.
Слайд 12
Этапы творчества
2. Формулирование проблемы
Поиск новой формулировки,
и постановка вопроса проблемно, для чего требуется, чтобы в
названии было две центральные категории и чтобы между ними было проблемное отношение.
Проблемность задается разными способами: союзами «и» («экономики и культура»), «как» («налоговая политика как инструмент стимулирования малого бизнеса») и т. п.
Слайд 13
Этапы творчества
3. Решение проблемы.
4. Проверка и обработка
результата.
На этом этапе очень полезна критика, конечно, лучше
если она является доброжелательной, а не злопыхательской.
Автор смотрит на результат с одной стороны, а критики помогут посмотреть на него с другой и привлечь дополнительные аргументы для более основательного и всестороннего объяснения найденного вывода.
Слайд 14
Виды творчества
— материализация, реализация из имеющегося материала, разработанного
кем-то проекта;
— внедрение чьей-то готовой идеи, или разработка проекта
реализации готовой идеи с ее доработкой, усовершенствованием;
— перенос известно принципа из одной сферы в другую, где он не использовался и является новым, не знакомым (техническое творчество);
Слайд 15
Виды творчества
— обнаружение неизвестного человечеству явления, факта, предмета
(научное творчество);
— фантастическое и воображение в художественном творчестве, кентавристика
соединения несоединимого, комбинирования (виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности);
— божественное творчество из «ничего», или «из свободы» (Н.А. Бердяев).
Слайд 16
Типы творчества
По степени новизны, получаемой в процессе творчества,
можно выделить три типа творчества:
1) техническое, которое заключается
в решении сложной инженерной задачи путем переноса известного в одной сфере принципа в другую сферу, где он не известен и не используется;
Слайд 17
Типы творчества
2) научное, заключается в том, что ученый
изучает мир и обнаруживает в нем нечто, реально существующее,
но людям не известное;
3) художественное, при котором художник выдумывает и описывает такую жизнь, какой в реальности не существовало, руководствуясь такими ограничениями: жизнеподобие, концентрация и усиление, новое видение жизни.
Слайд 18
О знании
В составе мировоззрения есть немало такого
рода феноменов, которые мы принимаем на веру. Очевидно, что
знание может быть субъективным и объективным. Таким образом, знание подразделяется на:
— донаучное (врожденное),
— вненаучное (обыденное),
— научное,
— псевдонаучное (вымышленное).
Требования к научному знанию: «быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности».
Слайд 19
Процесс изучения мира
В процессе изучения мира применяются
формы невербального воплощения в памяти умений и навыков.
Для выражения
результатов научного исследования используются термины (слова) и теории.
Слайд 20
Основа научного знания
В основе научного знания лежит объективно
достоверная, проверенная информация, или истина.
Категория истины характеризует как
результаты процесса познания с точки зрения их объективного содержания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
Слайд 21
Основа научного знания
В понимании истины выделяют два подхода:
теорию соответствия (корреспонденции) и теорию согласованности (когеренции). В первом
случае, как полагал Аристотель, под истиной понимается соответствие наших знаний и реальности, во втором — истина есть согласие мышления с самим собой, с априорными формами мышления (И. Кант).
Слайд 22
Виды истины
Объективной истиной считается фактическое суждение, истинность которого
установлена и проверена объективным критическим сомнением и не зависит
от мнения отдельного человека. Абсолютная истина — есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Философы идеалисты считают, что абсолютной истиной обладает лишь только Бог.
Слайд 23
Виды истины
Большинство же истин, с которыми имеет дело
человек, являются относительными и они верны лишь в рамках
соответствующих систем координат или ценностей. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Вероятностной истиной считают такое утверждение, истинность которого оценивают в процентах.
Слайд 24
Структура знаний аспиранта
— мировоззренческий минимум (хранится в памяти
каждого аспиранта в результате обучения);
— базовые знания по избранной
специальности;
— программные знания изученных учебных дисциплин;
— сверхпрограммные знания, полученные наиболее продвинутыми аспирантами в результате настойчивой самостоятельной работы.