Слайд 2
Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда
люди ещё не умели ни читать, ни писать
Слайд 3
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость»). Термин «фольклор» впервые
в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.
Дж. Томс. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы
Слайд 4
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для
русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо
примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.
«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый»,- В.И. Даль
Слайд 5
Былины – произведения искусства, поэтому для них характерен
вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта,
сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, названий
Слайд 6
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо
талантливые люди с отличной памятью. Сказывать былину поручалось людям
преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Былины исполняли под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом (речитатив – это напевная речь, чтение нараспев). Песня звучала медленно, плавно,
Слайд 7
Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885),
народный сказитель. Родился в
деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.
От него было
записано более 40 былин, среди которых подлинные народные эпические поэмы, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула»
Слайд 8
Композиция былины:
Зачин (начальная,
вводная часть произведения) - здесь указываются время и место
действия, называются герои, о которых идет речь в былине
Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается
Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины
Периоды развития былин
Слайд 9
Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Киевские
былины – это былины богатырские, героические. Героические былины повествуют
о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну
Слайд 10
Другие былины рассказывают о жизни, событиях и людях
другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о
Садко, о Василии Буслаеве). Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать
Слайд 11
Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче
представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот
как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов
Слайд 12
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях. Воспевая богатырей,
защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества,
поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях
русских богатырей в схватках с врагами
Слайд 13
Былина «Святогор и Микула Селянинович» является образцом русского народного
творчества. В ней воспевается трудолюбие, справедливость и сила всего
русского крестьянства, которое нашло своё воплощение в образе могучего пахаря-богатыря Микулы Селяниновича. Главные герои былины:
Святогор — сильный богатырь, бесстрашный защитник своей Отчизны.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь, крестьянин
Слайд 14
Богатырь Святогор славился необыкновенной физической мощью. Не зная,
что делать со своей силой,
Святогор мечтал о каком-то
подвиге: одолеть вражеское войско или справиться с огромным чудовищем. Похвальбу Святогора услышал «прохожий
с дубинкой в руках», который усомнился в силе богатыря. Святогор разозлился и предложил незнакомцу взять свои слова обратно. Но в ответ услышал, что сколько бы ни велика была богатырская сила, но
сильней его всегда будет матушка-земля. Чтобы доказать свои слова, прохожий предложил Святогору поднять с земли
его котомку
Слайд 15
Богатырь рассмеялся и пообещал так далеко закинуть сумку
в горы, что её придётся искать три года. Каково
же было его удивление, когда торба оказалась настолько тяжёлой, что он не смог даже сдвинуть её с места. Святогор приложил всю свою силу, но в итоге «обессилев, свалился он с ног». Теперь богатырь не сомневался, «что с такого стыда прохожий начнёт издеваться». Однако незнакомец лишь добродушно усмехнулся. Выяснилось, что зовут его Микула Селянинович и он служит «кормилице нашей — земле».
Пахарь сообщил, что в его котомке «земская, видишь, лежит тягота» — оттого она
и была такой неподъёмной
Слайд 16
Главного героя зовут Микула Селянинович. Объясните значение имени.
Что оно обозначает?
Микула — Николай (современное звучание)
Селянинович - означает,
что он селянин, т. е. живет в селе.
Он это как раз и подчеркивает: «де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).
Село от слова селиться на земле,
определенной территории
Слайд 17
Прочитайте в тексте описание внешности Микулы. В портрете
видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет
не как крестьянин на работу, а как боярин
«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок
Слайд 18
Былина показывает, что главная ценность на Земле —
человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий
новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится. Нужно реально оценивать свои возможности.
Почёт и уважение окружающих можно заслужить не громкими словами, а реальными делами и добрыми поступками