Слайд 2
Цели:
Знакомство с историей создания поэмы;
Введение в героический мир
прошлого, в эпоху Ивана Грозного;
Выявление первичного восприятия текста поэмы
Лермонтова;
Проведение словарной работы (работа с устаревшей лексикой).
Слайд 3
Вступительное слово
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это
романтическая историческая поэма.
Обратимся к началу поэмы:
Слайд 4
Вступительное слово
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про
тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про
смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили её на старинный лад,
Мы певали её под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромадановский
Нам чарку поднес мёду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дни, три ночи,
И всё слушали – не наслушались…
Слайд 5
Вступительное слово
О чём предупреждает читателя начало поэмы?
Какие ассоциации
у вас возникли при чтении вступления? Какие произведения (жанры)
напоминает поэма Лермонтова?
Можно ли предположить уже по вступлению, о каком времени будет идти повествование в произведении?
Слайд 6
Вступительное слово
Действительно, поэма Лермонтова посвящена историческому
прошлому, а именно 16 веку, эпохе правления Ивана Грозного.
Помогут нам совершить небольшое путешествие во времени, представить облик старой златоглавой и белокаменной Москвы и её жителей (купцов, бояр, воинов, простолюдинов) картины известных художников Аполлинария Васнецова и Андрея Рябушкина.
Слайд 7
Москва златоглавая и белокаменная
Московский Кремль при Иване 3
Красная
площадь во 2 половине 17 века
Слайд 8
Москва златоглавая и белокаменная.
Китай-город
На площади Ивана Великого
Слайд 9
Москва златоглавая и белокаменная.
Женщины в церкви
Гонцы. Кремль, начало
17 века
Слайд 10
История создания поэмы
Лермонтов обращался к
жанру романтической исторической поэмы на протяжении всего своего творческого
пути. Это и «Джюлио» (1830), «Исповедь» (1830), «Последний сын вольности» (1831) «Измаил-Бей» (1832), «Литвинка»(1832), «Боярин Орша» (1835/36) и другие.
«Песня про царя Ивана Васильевича…» была задумана поэтом в 1836, написана в 1837, а впервые напечатана в 1838 году.
Слайд 11
История создания поэмы
Под влиянием каких
источников, событий, впечатлений
создавалась поэма?
Русский фольклор: характер, особенности стиха,
стиля былин и исторических, разбойничьих песен;
Сборник «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»;
Слайд 12
Случай из жизни, произошедший в Москве в
1830-32 годах.
«По свидетельству современников, на создание произведения оказал
влияние и такой эпизод. Во время пребывания поэта в университете произошёл случай увоза красавицы - жены купца, жившего в Замоскворечье, по-старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за оскорбление жены и затем, арестованный, наложил на себя руки». [ 4 ]
История создания поэмы
Слайд 13
Некоторые учёные считают, что сюжет поэмы
был подсказан Лермонтову былинами «Ставр боярин» и «Мастрюк Темрюкович».
Цензура не сразу разрешила напечатать произведение опального Лермонтова (за стихи, посвященные трагической гибели А. С. Пушкина). Поэма была опубликована без фамилии автора в 1838 году с подписью «…въ».
История создания поэмы
Слайд 14
Вспомним историю, заглянем во времена 16 века, когда
происходили описанные в поэме события.
В.М. Васнецов «Иван IV»
И. Репин
«Иван Грозный убивает своего сына»
Слайд 15
Опричнина
Царю всюду виделись враги и измена.
Иван Грозный создал ОПРИЧНИНУ, которая семь лет просуществовала (1565
– 1572).
ОПРИЧНИНА - это система чрезвычайных мероприятий для разгрома боярско- княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти.
Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти.
Люди того времени называли опричников «кромешниками».
Почему? В древнерусском языке есть слово «опричь», переводится как «кроме».
Для христианина существует понятие ада, места, где мучаются грешники. Есть выражение «тьма кромешная», т.е. ад.
Кромешниками люди называли опричников за их невероятную жестокость, своеволие, за многочисленные злодеяния, в том числе и убийства, считая этих царских слуг пособниками дьявола, слугами зла.
Слайд 16
Опричники
«Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные
полки с метлами да с пёсьими головами; топчут правду,
выметают не измену, но честь русскую, грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы». («Князь Серебряный» А. Толстой)
К сёдлам опричников привязывались метла (символ того, что выметают измену) и пёсья голова (символ того, что выгрызают врагов царя).
Слайд 17
Опричники
Глава опричников – Малюта Скуратов (автор Лебедев К.В.)
«Малюта
Скуратов и Иван Грозный» (автор Седов Г.С.)
Слайд 18
Опричники
А. Васнецов
«Опричники едут»
М. Авилов
«Опричники в Новгороде»
Слайд 19
Ваши впечатления о прочитанном
Какое чувство осталось у вас
после прочтения поэмы?
Какие события, изображенные в «Песне…», можно считать
основными, ключевыми?
Какие события наиболее драматичны, с вашей точки зрения, для каждого из героев?
Если бы вы были художниками и вам надо было бы иллюстрировать «Песню…», какие основные цвета вы бы использовали для своих рисунков? Почему?
Слайд 20
Мини-словарик устаревших слов
Гой еси – междометье, приветственное восклицание,
одобрение.
Смирная одежда –траурная одежда у монахов.
Личина – маска.
Сваха –
женщина, профессионально занимающаяся подбором женихов и невест.
Чай - видимо, наверное.
Охотницкий – добровольный.
Тароватый – щедрый.
Сажень – старинная мера длины, равная приблизительно 2,134 м.
Слайд 21
Мини-словарик устаревших слов
Трапеза – торжественный обед.
Стольник – придворный,
прислуживающий за царским столом.
«То за трапезой сидит во златом
венце,//Сидит грозный царь Иван Васильевич.//Позади его стоят стольники»
Слайд 22
Мини-словарик устаревших слов
Аргамак – лошадь для верховой езды,
для конных сражений восточной породы.
Кулачный бой – русское
развлечение в средние века, чаще зимой; рукопашный бой «один на один» или «стенка на стенку».
«Аргамак мой степной ходит весело»
«Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Слайд 23
Мини-словарик устаревших слов
Кушак – матерчатый пояс, который носили
с нарядной одеждой.
Отороченный – обшитая мехом по краям одежда,
например шапка или полушубок.
Яхонт – старое название драгоценных камней, обычно рубина и сапфира.
Парча - тяжёлая ткань с узором, выполненном металлическими нитями из золота, серебра и других сплавов металлов.
«Кушаком подтянуся шелковым, /Заломлю набочок шапку бархатную,/ Черным соболем отороченную»»
«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый»
«Хочешь ярких камней аль цветной парчи?»
Слайд 24
Мини-словарик устаревших слов
Гостиный двор – двор, на котором
шла торговля, располагались ряды с лавками.
Лобное место – возвышение
на площади, на котором объявлялись указы царей, совершались казни и наказания.
«Опустел широкий гостиный двор»
«А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку»
Слайд 25
Выводы
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова» ─ уникальное произведение, не похожее по
своей форме и стилистике на то, что было написано Лермонтовым до неё и после, а также другими авторами того времени.
В данном произведении удивительно сочетаются былинные мотивы, народная песенная стихия с исторической действительностью 16 века.