Слайд 2
Лев Толстой, повесть «Хаджи Мурат»
опубликована писателем в 1902
году. Мы прежде времени вычеркнули Льва Толстого из писателей
ХХ века, ведь именно в этом веке были опубликованы и вошли в жизнь читателя "Крейцерова соната", "После бала", "Фальшивый купон", "Отец Сергий" — самые спорные и страстные его произведения. Именно в ХХ веке Льва Толстого отлучили от церкви, признали зеркалом русской революции, именно в ХХ веке он ушёл из Ясной Поляны. Что уж говорить о прочеченской его повести "Хаджи Мурат", которую наш современник, писатель Александр Сегень, совсем недавно объявил антирусской. Я же, наоборот, считаю, что все традиционно русские имперские стремления выражены в этой ясной, чарующей классической повести
Слайд 3
Антон Чехов, пьеса "Вишневый сад». Опубликована в 1903
году. Если кто-то думает, что эта пьеса о давно
минувших днях, о крахе нашего дворянского уклада, он ошибается. Эта пьеса о традиционном русском крахе, именно сейчас и застраиваются все "Вишневые сады" наших русских иллюзий новыми хозяевами жизни. Но и их ждёт крушение. Эта пьеса посильнее "В ожидании Годо" моего любимого ирландца Самуэля Беккета, она вбирает в себя и ожидание, и свершение, и крушение всех надежд. Но заставляет думать о будущем
Слайд 4
Иван Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи«, вышедший в
суровом 1943 году, но посвященый отнюдь не войне, а
чувственной любви. Это шедевр мировой новеллистики. Из "Тёмных аллей" пророс и Владимир Набоков, как бы он ни открещивался позднее от бунинского влияния
Слайд 5
Дмитрий Мережковский, «Маленькая Тереза»
При всей своей незавершённости, а,
может быть, в чём-то и благодаря ей, этот роман
о католической монахине Терезе из Лизье, который он писал до самой смерти в 1941 году, являет нам ту святость, к которой стремился и сам писатель. Как известно, монахиня Тереза, при безусловном её католичестве, считается "заступницей и молитвенницей за землю Русскую"
Слайд 6
Александр Куприн, повесть "Поединок», опубликованная в 1905 году,
после поражения в русско-японской войне, воспринималась многими как пацифистская
и антивоенная проза. Прошли годы, и сегодня образ поручика Ромашова становится одним из лучших символов русского офицерства
Слайд 7
Евгений Замятин, «Мы».
Книга, открывшая еще в 1920 году
тоталитарное будущее всего мира, от немецких вариантов и советской
имперскости, до нынешнего американского или израильского глобализма. Потом были и "1984" Джорджа Оруэлла, и "Прекрасный новый мир" Олдоса Хаксли, братья Стругацкие, и далее, и далее
Слайд 8
Николай Островский , «Как закалялась сталь»
Закончили печатать в
1934 году. Его сейчас хотят забыть, не удастся. Большей
предельной исповеди человека идеи в нашей литературе нет. Куда до неё роману "Что делать?" Николая Чернышевского. Тот роман — из головы, этот — из сердца. Образ Павки ещё много веков будет воспламенять сердца молодых романтиков и фанатиков. Великолепная книга. Прав Андрей Платонов: "Мы ещё не знаем всего, что скрыто в нашем человеческом существе, и Корчагин открыл нам тайну нашей силы". Не за большевизм, а за тайну русской силы и стараются нынче изъять роман из памяти молодого поколения
Слайд 9
Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
О великих произведениях всегда спорят,
был ли Шекспир, был ли Лао Цзы, был ли
Шолохов? Хорошая компания, вряд ли кто усомнится в написании какого-нибудь гранинского романа, или аксёновской повести. Великий роман, великие герои, великие споры. "Тихий Дон" и сделал равновеликими в русской литературе два наших славных века. Закончена эпопея весной 1940 года. Клим Самгин, Григорий Мелехов — эти мощные мировые образы родились в якобы бессловесное время. Эх, нам бы сейчас хоть малое подобие их, в наши-то бесцензурные дни…
Слайд 10
Максим Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Роман-то был сожжён, и
возрождён к жизни дьяволом. И перед нами версия дьявола.
"За одну минуту покоя я посмертный отдам покой", — писала Анна Ахматова. Вот и отдал Михаил Булгаков свой посмертный покой. Может, и спасла его обладающая немалыми мистическими силами жена от излишних нападок, и роман сохранила. И роман-то впрямь, великолепный, яркий, фантасмагорический. Таких мало в мировой литературе, но и цена за это великолепие была отдана немалая. "Фауст" Гёте, "Мастер…" Булгакова — опасное дело. Но — великая литература, однако
Слайд 11
Александр Грин, «Бегущая по волнам»
Писатель и впрямь был
не от мира сего, и герои его жили по
иным, идеальным законам. Его идеализму не дано было осуществиться, впрочем, социализм тут не при чём, ещё более жестко к нему бы отнеслись в наше коммерческое время. От восторженности "Алых парусов" (1923) к неосуществимости "Бегущей по волнам" (1928) — вот его путь. Вроде бы у героев "Бегущей по волнам" сил и возможностей куда больше, чем у романтиков "Алых парусов", но никакие сверхвозможности одинокого героя не способны разорвать тяжкие узы общества. Остаётся уйти в мечту. Так и уходили романтики семидесятых годов, сделав Александра Грина символом своего времени
Слайд 12
Борис Пастернак, «Доктор Живаго». Позднейший лирико-эпический отклик (1957)
на наши отечественные катастрофы ХХ века. Естественно, написан с
учётом романов и Андрея Платонова, и Максима Горького, и Алексея Толстого. И всё же эпичность в романе перевешивает его поэтический подход к драгоценности бытия каждого человека. И всё же сохраняется связь и литературных традиций, и самой судьбы русской интеллигенции. Пожалуй, рвётся эта связь лишь сейчас
Слайд 13
Владимир Набоков, «Дар». Конечно же, "Дар", а не
заморская "Лолита", не его — Набокова — западнизированный облик.
"Дар" — классический русский роман. Своим "Даром", вышедшим в 1938 году, завершающим серию его русских эмигрантских произведений, Набоков как бы оправдал само существование русской литературной эмиграции. Кто ещё рождён эмиграцией — Гайто Газданов и Поплавский, больше и назвать некого
Слайд 14
Виктор Некрасов, «В окопах Сталинграда». Повесть "В окопах
Сталинграда". С этой повести и началась настоящая фронтовая проза,
был же вкус у Сталина, выделил и наградил своей премией сразу же после выхода книги в 1946 году. Одна из лучших книг о войне. Собственно, ничего более стоящего Виктор Некрасов и не написал. А в эмиграции вообще замолчал, так же, как и Анатолий Кузнецов. Не всем эмиграция по плечу, иным — хуже лагеря
Слайд 15
Иван Шмелев, «Лето господне». Достаточно напомнить, что Шмелёв
номинировался вместе с Буниным (и Мережковским) на Нобелевскую премию."
Согласен с ним и Кузин: "Без этого писателя невозможно себе представить список лучших книг ХХ века". Добавлю, да и вообще всей русской литературы. Весь пласт русской народной жизни, живая народная речь. Впрочем, меня потрясло и его "Солнце мертвых", посвященное гибели в Крыму его сына Сергея
Слайд 16
Андрей Белый, роман "Петербург», опять же явно недооценённый
великий русский роман. И опять — явное преддверие Марселя
Пруста и Джеймса Джойса. Ещё в школьные годы читая "Петербург", впервые задумался над трагичностью русской истории. В романе вся ширь русской беспредельной и часто разрушительной стихии, собранная в блестящие формы русского символизма. Вот настоящий русский национализм. Без примесей
Слайд 17
Александр Фадеев, «Разгром»
Это своего рода антитеза индивидуализму Александра
Грина, написанная в те же годы (1927), впрочем, такая
же романтическая, ибо во всех своих лучших книгах Фадеев — безусловный романтик. К тому же его романтические революционные герои были живыми героями, а сам роман — явный символ двадцатых годов — вобрал в себя непосредственные впечатления Фадеева, лишённые ходульности и штампа
Слайд 18
Алексей Толстой, "Пётр Первый», над которым он работал
до самой смерти в 1945 году. Да и ближе
самому писателю этот образ, роднее сам дух петровской истории. В этом романе писатель, может быть, впервые позволил себе оставаться самим собой, быть до предела искренним. Алексей Толстой, по мощи своего дарования пожалуй и мог бы стать самым значимым художником ХХ века, но помешало его сибаритство и излишняя услужливость сильным мира сего. Увы, эта услужливость с лихвой передалась и его наследнице — Татьяне Толстой
Слайд 19
Александр Твардовский, «Василий Теркин». Книга про бойца —
"Василий Тёркин". О поэзии я хотел написать отдельно, и
напишу, но "Василий Тёркин" — это уже не только поэзия. Это великий эпос о русском воине. И одновременно весь срез русской жизни. Как "Евгений Онегин" у Пушкина. Твардовского, как редактора журнала, очень ценят наши демократы, но почему-то поэтом его не считают. А ведь после Пушкина такой вечный русский образ никто из поэтов не создавал
Слайд 20
Владимир Богомолов, «Момент истины». Роман "В августе сорок
четвертого…" Предельно точный военный приключенческий роман о работе советской
контрразведки. И что бы нынче ни писали и ни придумывали об авторе, какие бы истины ни открывались, роман уже не нуждается в прикрытии именем автора. Он давно стал классикой