Слайд 2
«Своего отца я не помню…»
Рассказ – воспоминание
моей мамы Кутуковой Анны Владимировны
Слайд 3
Бондаренко
Владимир
Филиппович
Мой дедушка (фото довоенное)
Слайд 4
«… Я его действительно не помню,
но на
всю жизнь осталось в памяти, как его провожали. Мама
сидела на телеге и держала на руках моего полугодовалого братишку, на голове у которого была белая панамочка, а я плакала. Старшей сестре, Маше, исполнилось пять лет, мне три. Стояло в разгаре лето сорок первого года.»
Слайд 5
«Сначала отца отправили на Дальний Восток, но вскоре
он уже воевал с немцами на передовой. У меня
сохранились его фотографии – с действительной службы, которую он проходил в Красноярске, вторая тоже довоенная – в пору его работы бригадиром тракторного отряда, и третья, которую он прислал с Дальнего Востока.»
Слайд 6
«Уцелело одно из писем, справка о награждении медалью,
похоронка…»
Слайд 7
«Привет с фронта! Здравствуй. Груня с детишками!
Я к вам с солдатским приветом и желаю всего
хорошего… Письмо ваше получил, за которое благодарю. Груня, я очень рад, что вы узнали мой адрес и стали присылать мне письма…»
«… Строчки, написанные химическим карандашом, почти стёрлись, само письмо, читано-перечитанное, пожелтело и обветшало, но мне очень дорого , ведь к нему прикасались руки моего отца.»
Слайд 8
«И ещё хранится у нас свидетельство
о браке родителей от 13 июня 1928 года.
Папа был единственным сыном у родителей, кроме него росли в семье пять дочерей. С мамой моей, Аграфёной Прокопьевной, они жили ладно, она часто рассказывала нам, повзрослевшим, об отце. Всего у них было семеро детей, но четверых похоронили маленькими – умерли от болезней. Он очень любил ребятишек. Зимой обычно подолгу жил в районном селе Новичиха, где в МТС ремонтировали тракторы его отряда. Работы было много. Когда Маша родилась, ему сразу сообщили, но он смог приехать только через месяц. Правда, после рождения последнего, Алёши, его отпустили сразу. Приехал посмотрел на сына, да и назад, в МТС.»
Слайд 9
«Маму отец любил и жалел. Да и как
её не любить, она была у нас такая хорошая,
добрая, тихая, и всегда с улыбкой. Когда работала на ферме сначала пояркой (ухаживала за телятами), а потом доила коров, животновод (была такая должность) Михаил Васильевич Чернышенко, бывало скажет: « Тихо, Груня идёт, давайте посмотрим, как она улыбается!»
Слайд 10
«Похоронка на папу пришла в середине войны:
Ваш муж,
рядовой Бондаренко Владимир Филиппович, проявив геройство и мужество в
бою за социалистическую Родину, погиб 22 июня 1943 года. Похоронен: деревня Бабки, Велико-Лукского района Калининской области».
Слайд 11
«… Вот так и не дождались мы
своего папку. Не дождались, как и многие наши сверстники,
выросшие без отцов. Вот так мы выглядим сейчас: Маша, на экране компьютера – я и брат Лёша. Разговариваем по скайпу. Мама умерла тридцать лет назад. Пришла на её похороны наша односельчанка тётя Дуся Назаренко. И тут выяснилось, что она хорошо знала папу.
- Как не знать, я в его отряде трактористкой работала!
И рассказала, что отец был не только работящий, но и добрый по характеру, всегда понимал и жалел других. Многие его помнят, и я рада, что эта светлая память живёт.»
Слайд 12
ПОСТСКРИПТУМ
Так сложилась жизнь, что дата 22 июня оказалась
для нашей семьи судьбоносной: родилась моя дорогая бабушка Аграфёна
Прокопьевна Бондаренко, началась эта проклятая война, погиб дедушка и родилась я. Память о деде жива: другой внук, Сергей Алексеевич Бондаренко, увековечил память, установив точное захоронение дедушки. Жизнь продолжается. И в своём внуке я вижу отражение деда.
Работа была выполнена мною в 2015 году. Тогда была жива мамина сестра Маша (на фото). Теперь уже нет в живых и её.
Автор-составитель: Ильюта Н.В.
Слайд 19
«А превратились в белых журавлей…»