Слайд 2
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия
Горенко) родилась 11 (23) июня 1889г. Предки Ахматовой по
линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер –механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой.
Слайд 3
Годовалым ребёнком Анна была перевезена в Царское Село,
где прожила до шестнадцати лет.
Слайд 4
Её первые воспоминания царскосельские:”Зелёное, сырое великолепие
парков, выгон, куда меня выводила няня, ипподром, где скакали
маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал”
Слайд 5
Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой
бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять
лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.
Слайд 6
Училась Анна в Царскосельской
женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда
неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений.
В 1905г после развода родителей переехала в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году.
В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историческо-литератуные курсы Н. П. Раева в Петербурге(начало 1910-х гг.).
Слайд 7
Весной 1910 года после
нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н. С. Гумилева.
С 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии.
В медовый месяц совершила первое путешествие за границу в Париж. Вторично побывала там весной 1911г.
Париж (современный вид)
Слайд 8
Весной 1912г Гумилевы путешествовали по
Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л.Н.Гумилев).
В 1918г, разведясь с Гумилевым (фактический брак распался в 1914г), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Колизей (достопримечательность Италии)
Слайд 9
Первые публикации. Первые сборники. Успех.
Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь
с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907г), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910г. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилёва, осенью 1910г посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову
Слайд 10
По возвращении Гумилёва из африканской
поездки (март 1911г.) Ахматова читает ему всё сочиненное за
зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором.
Слайд 11
Сборник стихов «Вечер»
Вышедший год спустя
её сборник «Вечер» обрёл весьма скорый успех. В том
же 1912г участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Слайд 12
Под знаком растущей столичной
славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает
перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, её портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе).
Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.
Слайд 13
Сборник «Четки»
В 1914г выходит
второй сборник «Четки» (переиздавался около 10 раз), принёсший ей
всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки».
Летом 1914г Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
Слайд 14
Сборник «Белая стая»
С началом
первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь.
В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей её.
Углублённое чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на её поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям.
Проницательная критика угадывает в её сборнике «Белая стая» (1917г) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, «исторической» (Б. М. Эйхенбаум). В. В. Маяковский заметил: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Слайд 15
Послереволюционные годы.
Первые послереволюционные годы
в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от
литературной среды, но осенью 1921г после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике.
В том же году выходят два её сборника «Подорожник» и «Anno Domini». В 1922 году на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Слайд 16
Годы молчания. «Реквием»
В 1924 году
новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним
перерывом, после чего на её стихи наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина.
Слайд 17
В 1935г арестованы её сын
Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой
к Сталину их освобождают. В 1937 году НКВД готовит материалы для обвинения её в контрреволюционной деятельности.
В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Обличенные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит её сборник «Из шести книг» (1940г)
Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Слайд 18
Война. Эвакуация
В первые
месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии
«Клятва» 1941г, и «Мужество» 1942г стали всенародно известными).
По распоряжению властей её эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя»(1940-1965г) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
Слайд 19
Последние годы. «Бег времени»
В последнее
десятилетие жизни Ахматовой её стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных
бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965г издан итоговый сборник «Бег времени».