Слайд 2
Средневековая европейская философия была неразрывно
связана с христианским
вероучением, с религиозным
монотеистическим мировоззрением.
Основным и самым значимым источником
для философских размышлений становилось
Священное Писание.
Слайд 3
Средневековую философию отличают
следующие особенности:
Слайд 4
Философские учения оформились еще в средневековье (основывались на
религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):
Идея : человек –
главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.
Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Слайд 5
Известные философы средневековья:
АВГУСТИН (4-5 в.в.)
Разработал теорию гармонии
веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться
к
вере посредством нерациональных
источников: чувств, желаний, воли.
Возможен и другой путь к религии - через мышление, философствование (так называемый рациональный путь)
Вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».
Слайд 6
Известные философы средневековья:
ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)
утверждал, что
вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения
веры могут быть рационально доказаны.
Он приводил пять доказательств существования Бога: среди прочих - в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;
Вера и разум разными путями идут к общей цели
- познанию Бога, но разум опирается на философию,
в то время как вера - на теологию. Бог открывается
человеку и естественным путем через сотворенный мир,
и сверхъестественным - через откровение. Допустимы
оба пути постижения Бога
Слайд 7
Известные философы средневековья:
Английский ученый 13в. доказывал:
что знание
только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом.
Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.
Роджер Бэкон
Слайд 8
Известные философы средневековья:
МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)
Священники должны научить
верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь
с Богом)
Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Слайд 9
Философы эпохи Ренессанса (Возрождение культуры античности)
(16 в.)
Возрождается
интерес к античной греческой философии, к человеку
Главным направлением в
философии – гуманизм
В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Слайд 10
Макиавелли (15-16 в.в.)
В своих трактатах «Государь» (1513) и
«Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия
«общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.
Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.
Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали.
Слайд 11
Английский философ.
Государство, по Гоббсу как мифическое библейское
чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец
естественному состоянию "войны всех против всех".
Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
Томас Гоббс (16-17 в.в.)
Слайд 12
Сочинение Гоббса «Левиафан»
Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая
голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д.
Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
государство возникло в результате договора между людьми,
в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Слайд 13
Джон Локк (17-18 в.в.)
Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным
вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения.
О
нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Слайд 14
Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.)
Вывод о необходимости
выделения 3й ветви власти – судебной
Оформил идею принципа
разделения властей
Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).
Слайд 15
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер)
(18в.) Век Просвещения.
Французский писатель и
философ-просветитель.
боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
критиковал феодально-абсолютистскую систему,
: "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Слайд 16
Жан-Жак Руссо (18 в.)
критиковал современное общество, основанное на
неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и
равных.
В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество,
в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты.
Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.
выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан.
Слайд 17
Адам Смит (18 в.)
Шотландский экономист и философ,
основные
условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства
в экономику
Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)
Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность.
экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.
Слайд 18
Огюст Конт ( 18-19 в.в.)
Ввел термин «социология», понятие
«социальная динамика» (общественные изменения)
Призывал изучать реальные факты общественной жизни
Реальным
фактором развития общества считал духовный рост людей
Слайд 19
Герберт Спенсер (18-19 в.в.)
Впервые использовал применительно к обществу
понятия «система», «институт», «структура» и др.
Идея – об усложнении
общественной организации с развитием человечества
Слайд 20
Социалистические идеи:
социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Французские социалисты
– Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт
Оуэн. Идеи:
Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну