Слайд 2
Знание- результат познания.
Познание- деятельность, направленная на получение новых
знаний.
Существует субъект познания и объект познания.
Объект познания- это е
знания, которые познает субъект.
Слайд 3
Познаваем ли мы мир?
Проблема познаваемости происходит из реальных
трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые
разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира.
Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем.
Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Слайд 4
Познание чувственное и рациональное
Уровни познания
Чувственный рациональный Ощущение Понятие
Восприятие Суждение Представление
Умозаключение
реальное нереальное
Слайд 5
Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие
отдельные свойства предмета.
Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета.
Представление-
образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные(представление о новом устройстве автомашины), нереальные(о русалке, домовом).
В рациональном мышлении главным инструментом является язык.
Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний.
Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения.
Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.
Слайд 6
Истина и ёё критерии.
Истина- результат познания.
Истина бывает относительной
и абсолютной.
Относительная- истина, которая может быть дополнена последующим познанием.
Из относительных истин складывается абсолютная истина.
Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных.
Критерии истины: чувство, опыт, логика, этика, эстетика.
Главным критерием истины является практика.
Слайд 7
Особенности научного познания.
Ближе всего к истине стоит научное
знание. При этом оно отличается от других видов знания,
как и научное познание от других форм познания.
Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности.
Во-вторых обладает рационалистической обоснованностью.
В-третьих науке свойственна особая системность знания.
В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Слайд 8
Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744)
Мысль об объективном характере
исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что
область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека.
Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.