Слайд 2
*
Из истории народа.
Лезгины имеют древнюю и
богатую историю. Их земля (Лезгистан) была одним из древнейших
очагов цивилизации на Кавказе. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кутии, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгины до сего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев. В силу исторических ошибок ныне лезгинский народ разделен на две части между Россией и Азербайджанской республикой, и он не имеет собственного национально-государственного образования. Именно по этой причине до сих пор не была написана история лезгинского народа, как единого целого.
Слайд 3
*
Занятия лезгинцев.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница,
просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство (главным образом
овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.) Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие.
Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Ковроделие Южного Лезгистана (Северо-Восточный Азербайджан) занимает особое место в истории национальной культуры лезгинского народа. С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам, ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, использовались для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.
Слайд 4
*
Жилище лезгин.
Традиционные поселения в горах - кучевой,
нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или
уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
Слайд 5
*
Одежда.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа -
рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду -
башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Слайд 8
*
Национальная кухня.
Основа традиционной пищи - растительная (зерно,
бобы) и мясомолочная. Основное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар
(галушки), праздничные -пловы, слоёные и др.
Лезгинский лаваш
(чар ава фу)
Слайд 9
*
Национальная кухня.
Риштя-плов готовят кумыки, узбеки, лезгины и другие
восточные народы. Рис и вермишель – на первый взгляд,
не сочетаемые продукты, в этом блюде гармонично сочетаются.
Домашняя колбаса.
Слайд 10
*
Национальная кухня.
Камбар – напиток из кислого молока, зелени
киндзы, укропа, зеленого лука и свежих огурцов.
Кукурузный хинкал.
Хворост.
Сушеное мясо.
Слайд 11
*
Богатый фольклор лезгин.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос 'шарвили’.
Богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни,
сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы.
Слайд 12
*
Богатый фольклор лезгин.
Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной
культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему
Кавказу.
Слайд 13
*
Выдающиеся лезгины.
Хаджи-Давуд Мюшкюринский.
Один из величайших лезгин за
всю историю лезгинского народа. Крупный исторический государственный деятель в
истории Южного Кавказа. С его именем связана история народно-освободительной борьбы в северном Азербайджане против иноземного владычества первой трети XVIII века. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Объединил лезгинские ханства.
Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723г., со столицей Шемаха, где была его резиденция.
Слайд 14
*
Выдающиеся лезгины.
Является основателем мюридизма на Кавказе и учителем
имама Шамиля. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен
он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества. «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра Ислама и непобедим в битвах с врагом», — говорил имам Шамиль.
Слайд 15
*
Выдающиеся лезгины.
В период борьбы с завоевателями и угнетателями
лезгинский народ выдвинул немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков.
Одним из талантливых абреков был Кири-Буба, его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. Он чрезвычайно любил свой народ и был патриотом с большой буквы. Народ, в свою очередь, отвечал взаимностью. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат, как гимн доблести и отваге, во время свадебных торжествах в селах Южного Дагестана. Дербентские и бакинские богачи расценивали его действия, как открытый бандитизм, а его самого возводили в ранг разбойника. И, наоборот, трудовой народ к оценке его деятельности подходил с других позиций, находя её вполне справедливой, направленной против злоупотреблений власть имущих и в защиту интересов бедноты.
Слайд 16
*
Военные деятели и политики .
Георгий Лезгинцев — доктор
технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Г. Лезгинцев
— автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом — в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах.
Генрих Гасанов — контр-адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942 год — государственная премия, 1958 год — ленинская премия, 1970 год — герой соцтруда, трудового красного знамени и др.
Слайд 17
*
Деятели науки, искусства и литературы.
Забит Ризванов
(1926-1992) -
поэт и прозаик. Широко известен как автор книги «История
Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин.
Слайд 18
*
Заключение.
Многообразие национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры.
Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение,
какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом.