Слайд 2
Законодательный акт — документ, исходящий от верховной власти и
имеющий юридическую силу в пределах данного государства.
На раннем этапе
развития государства законодательство носило чисто прецедентный характер, основываясь исключительно на обычном праве. В период феодализма повсеместно источником права был обычай. Постепенно складывалось представление о законе. У древних славян были попытки консолидации норм обычного права, самый ранний источник — «Закон русский».
Он стал известен из русско-византийских договоров (907, 911).
Слайд 3
Вопрос о существовании письменных законов русских в начале
X в. остается спорным. Однако сложность текста «Русской правды»
Ярослава Мудрого дает основание полагать, что еще до 1016 г. могли существовать какие-то записи общинного права, вероятно, сделанные киевскими князьями. Об этом же говорят и русско-византийские договоры. Так, согласно ст. 6 договора 944 г., преступник наказывался «по уставу и по закону Рускому» [1].
1. Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище. 1999 // http://annales.info/rus/zimin/zimin.htm#pr
Слайд 4
Одна из сторон реформ княгини Ольги была связана
с изданием «уставов» и «уроков». Частично они определяли жизнь
княжеского хозяйства, но вместе с тем имели и общегосударственное значение. Ведь «устав» — это княжеский акт. «Уроками» также именовали законодательные акты, связанные с судебным процессом, а иногда — с регламентацией штрафов в пользу князя или расценкой за кражу. Иногда «урок» — просто вообще возмещение убытка или даже вид дани. Связь «урока» с какими-то княжескими установлениями (может быть, судебными) несомненна. Этимологически его происхождение возводится к уставленному («уреченному») вознаграждению за ущерб. Введенные Ольгой после гибели князя Игоря «уставы» и «уроки» должны были предотвратить повторение случаев убийства дружинников и князей в покоренных землях [2].
2. Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище. 1999// http://annales.info/rus/zimin/zimpr_02.htm#pr
Слайд 5
«Русская Правда» — сборник правовых норм Руси.
«Русская
Правда» содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного,
торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Примерный период ее создания 1019—1054 гг.
Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния.
Как полагает И.В. Петров, Русская правда "явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права", прошедшего несколько этапов в своем развитии.
Слайд 6
Традиционно, сохранившиеся, многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на
3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования
«Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.
Слайд 7
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
1. «Правда Ярослава»,
от 1016 или 1036 г. (ст. 1–18);
2. «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19–41);
3.
«Покон вирный» — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры),1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
4. «Урок мостникам» — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).
Слайд 8
«Краткая Правда» состояла из 43 статей.
Первая её
часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести,
об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего.
Вторая часть отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания.
Слайд 9
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов,
в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и
законодательного характера («Мерила Праведные»). Число статей — 121.
«Пространная правда» состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.
Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков) и Карамзинскую (13 списков).
Слайд 10
К третьей редакции Русской Правды относятся два
списка так называемой «Сокращенной Правды».
Оба они помещены в
Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV в., и, по-видимому, в Пермской земле. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды. Сокращенная Правда должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды [3].
3. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения «Русской Правды». М., 1953// http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/intro.htm
Слайд 12
«Русская Правда» отличает убийство неумышленное, «в сваде» или
«в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в
разбое»; преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению; действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным. При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — «кровной мести». Уже в ст. 1 Краткой Правды говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови»
Слайд 13
Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался
не определенной денежной пене в пользу князя, а потере
всего имущества с лишением свободы.
Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся «вирой», и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством.
«Вира» была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.
Слайд 14
В «Русской Правде» существуют понятия: отдача имущества на
хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе,
отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие.
В «Правде» существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности «злостной» (умышленной) и «несчастной» (неумышленной, под воздействием внешних факторов).
Слайд 15
Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между
уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия
могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.
Стадии процесса по Русской правде:
1. «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).
Слайд 16
2. «Свод» (ст. 35—39 ПП) напоминал очную ставку.
Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до
истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
3. «Гонение по следу» — это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.
Слайд 17
Наказание по Русской правде:
Вира (штраф в пользу князя ).
Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в
разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство
3. Урок (дань) (поступал в казну князя ).
4. Продажа (денежное возмещение потерпевшему за нанесенный ущерб).
Слайд 18
И. Билибин. «Суд во времена Русской Правды».
Слайд 19
Ко времени составления «Русской Правды» на Руси уже
существует социальное неравенство людей. В господствующий класс – феодалов
- входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей.
Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).
Другую категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.
Слайд 20
Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие
из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви,
монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.
Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их ещё и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.
О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.
Слайд 21
Таким образом, видно что Русская Правда это не
просто свод законов, но и источник для изучения социально-экономической
истории Древней Руси.
Она содержит в себе нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, является источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Но вместе с тем, нельзя выводить заключения о правовом и социальном строе Древней Руси на основании одной Краткой Правды без учета особенностей ее составления.