Слайд 2
Марк Туллий Цицерон
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
принадлежал к торгово-финансовой аристократии, жил в эпоху последнего периода
республики Рима, когда республика уже двигалась к закату. В Греции изучал греческую философию.
Образованность и уникальные ораторские способности помогли Цицерону сделать блестящую политическую карьеру: был квестором, претором, проконсулом в малой Азии, консулом.
Финал жизни трагичен: триумвират включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона). Ему удалось бежать, однако он был настигнут и убит. Цицерон погиб 7 декабря 43 г. до н.э. на 64 году жизни.
Слайд 3
Основные произведения:
Его литературное наследие значительно: 58 судебных и
политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии, более
800 писем. Политико-правовая проблематика наиболее полно представлена в работах «Государство», «Законы», «Об обязанностях».
Слайд 5
Цицерон четко различал право естественное (fas) и право позитивное (jus).
Слайд 6
Влияние
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его
учение о государстве и праве, оказало большое влияние на
всю последующую человеческую культуру. Интерес к его идеям проявляли христианские мыслители, мыслители эпохи Возрождения и Реформации, Просвещения и современные авторы.
Слайд 7
«Государство есть достояние народа, а народ не любое
соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было
образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов (Цицерон. О государстве, I, XXV, 39[86]).»
Слайд 8
Тит Лукреций Кар
Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius
Carus, ок. 99 до н. э. — 55 до
н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Предположительно, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.
Слайд 9
«О природе вещей»
В отличие от предшествовавших греческих авторов
дидактических поэм «О природе» (Ксенофана, Парменида, Эмпедокла) Лукреций обращается к уже
существующей философской теории, излагая не свое учение, а учение древнегреческого материалиста Эпикура.
Содержанием же поэмы «О природе вещей» является материалистическое толкование происхождения и существования различных форм материи, природы мироздания, законов развития вселенной, жизни людей и эволюции культуры от первобытных орудий труда до современных Лукрецию Кару достижений человеческой цивилизации
Слайд 10
«О природе вещей».
В поэме «О природе вещей» Лукреций
настоятельно указывает на смертную природу души, которая так же,
как и вся материя, имеет атомистическое строение и после смерти человека распадается вместе с телом, так как является неотъемлемой материальной частью человеческого организма. Поэтому бессмысленно бояться того, что будет после смерти:
«Так и когда уже нас не станет, когда разойдутся
Тело с душой, из которых мы в целое сплочены тесно,
С нами не сможет ничто приключиться по нашей кончине,
И никаких ощущений у нас не пробудится больше,
Даже коль море с землей и с морями смешается небо»
(кн. III, стихи 838–842).
Слайд 11
О государстве
Взгляды на природу государства определены в контексте
эпикурейского философско-этического учения. Социальные воззрения, несмотря на их идеалистический
характер, были прогрессивными для его времени. Лукреций рассматривал развитие общества как поступательный процесс, в основе которого лежат нужда и «пытливый разум». В ходе этого процесса возникает язык, государство, право. Являясь идеологом рабовладельческой демократии, Лукреций осуждал аморализм римских рабовладельцев, выступал против истребительных войн, отрывающих мирных жителей от полезного для общества труда.
Слайд 12
Плутарх из Херонеи
Плута́рх
(ок. 46, Херонея, Беотия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий писатель и философ,
общественный деятель. Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в котором воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. Публицистические, литературные и философские сочинения Плутарха на различные темы принято объединять в серию под названием «Нравственные сочинения» («Моралии»)
Слайд 13
Плутарх принадлежал к платоновской Академии, по своим воззрениям
— эклектик*. Плутарх постоянно апеллировал к исторически сложившимся данностям
человеческих отношений. Этическая и правовая норма для него — идеализированная практика старой полисной Греции. Он осуждал индивидуализм и асоциальный дух новейших философских учений. История раскрывается им под углом зрения культа «великих людей». В центре воззрений Плутарха стояли понятия образования, просвещения, человеколюбия.
*Эклетизм — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.
Слайд 15
Моралии
Собственная его религиозная система составлена из
демонологии, мантики и аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по
мысли и богат содержанием диалог «О позднем наказании безбожника», подобно «Политии» Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. К теософическим сочинениям Плутарха относится также диалог «О демонионе Сократа»
Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются «Γαμικά παραγγέματα».
Слайд 16
«В том государстве лучше всего правление, (...) где
дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править»
Слайд 17
Марк Аврелий Антонин
Марк Авре́лий Антони́н — римский император
из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Последний из пяти хороших императоров.
Слайд 18
Развивал учение об уме, стоящем вне души. Этот
ум в человеке является порождением универсального космического ума. Проповедовал
сохранение внутреннего спокойствия души, основанного на единении с божественным умом, и предлагал все в мире считать целесообразным. Его мировоззрению свойственны фатализм, пессимизм, смирение, аскетизм.
Слайд 19
О государстве
Аврелий развивал представление о государстве с равным
для всех законом, с равноправием и почитанием превыше всего
свободы подданных. Дух целого обусловливает повсеместное в мире подчинение и соподчинение, а среди людей — единомыслие. Идеи Аврелия являлись выражением назревавшего кризиса Римской империи и приближения к новой религии — христианству.
Слайд 20
Луций Анней Сенека
Луций Анней Сенека (3–65 г. н.
э.) — самый значительный представитель позднего, в основном римского,
стоицизма. Отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Все люди равны в том смысле, что они — «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Каждый человек священен для другого.
Слайд 21
Основные идеи
В естественно-правовой концепции божественный по своему характеру
«закон судьбы» играет роль права природы, которому подчинены государство
и законы.
Естественное государство со своим естественным правом необходимо и разумно. Отдельные же государственные образования случайны и значимы не для всего человеческого рода, а только для ограниченного числа людей.
Разумность состоит в том, чтобы противодействовать случайной принадлежности к тому или иному «малому государству» и признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими.
Слайд 22
Сенека рисовал беспомощность и слабость человека, его постоянную
погруженность в грех и зло. Единственной возможностью достигнуть спасения
является божественное милосердие.