Слайд 2
Какое впечатление произвела на вас пьеса «На дне»?
Почему
Горький избрал в качестве окончательного названия «На дне», а
не «Ночлежка», «На дне жизни», «Без солнца»? Как изменилось восприятие идеи драмы в новой редакции названия?
Социально-философская драма
Слайд 3
Пьеса «На дне» — философская драма или социальная
трагедия?
По какому принципу расположены действующие
Михаил Иванов Костылев, 54
лет, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 лет.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 лет.
Сатин, Актер, приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой зоб, Татарин,крючники
Несколько босяков без имен и речей.
Слайд 4
Прочитаем ремарку к 1 действию (Цвета, звуки, настроение).
Подвал,
похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные,
с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Начало весны. Утро.
Как в ремарке показана иерархия дна?
Слайд 5
Представьте героя пьесы (Сатина, Настю, Барона, Клеща, Актера,
Бубнова, Ваську Пепла):
Имя, фамилия, прозвище.
Путь героя на дно.
Занятия
в ночлежке.
Какие человеческие устремления вы заметили у персонажа ? Осталось ли в нем что-нибудь человеческое?
Мечты, надежды, представление о своем будущем.
Люди или обломки?
Слайд 7
В. И. Качалов в роли
Барона ("На дне"
М. Горького)
Б. А. Фрейндлих в роли Барона
Слайд 9
Ю. В. Толубеев в роли Бубнова
Слайд 10
В ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в
карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна...
Реплики героев отрывисты, быстро меняются темы: скучно, ничего нового.
«Сон золотой»
Слайд 11
Удручает бессмысленность круговорота жизни ночлежников. Отношения героев сложились
давно, до начала действия. Переругиваюся Квашня и Клещ. Барон
привычно насмехается над своей сожительницей и кормилицей Настей, поглощающей очередной бульварный роман о «роковой любви». Нудно повторяет одну и ту же фразу об «отравленном алкоголем организме» Актер. Анна молит: «Каждый божий день... дайте хоть умереть спокойно». На ленивые разглагольствования Сатина Бубнов отвечает: «Слыхал... сто раз!» Сатин подводит итог: «...все наши слова — надоели. Каждое из них слышал я... Люди полностью отстраняются друг от друга и от жизни.
Слайд 12
Завязкой пьесы становится появление нового персонажа. «Занятный старичишка»
Лука словоохотлив, с ним вступают в беседу с интересом
все обитатели «дна». С появлением Луки, как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки.
И. М. Москвин в роли Луки
Слайд 13
Какие советы и из каких побуждений дает Лука
Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, Насте?
Лжет ли Лука? (Бубнов утверждает,
что Лука «много врет… без всякой пользы для себя»)
Любит ли Лука людей?
Слайд 14
Послушайте рассказ Луки о том, как он, сторожа
дачу, пожалел двух воров, выделите ключевые слова.
Какой смысл
вкладывает Лука в эту историю? Зачем он ее рассказывает?
Слайд 15
История о Праведной земле также не выдумана старцем.
Веру в очевидную реальность такой земли — Беловодья —
исповедовали странники (или бегуны). К этой раскольничьей секте по всем признакам и принадлежал Лука. Не случайно он не имеет паспорта: бегуны сжигали его при вступлении в секту в знак того, что порывают с миром Антихриста. Не случайны и его знаменательные слова в разговоре с Бароном: «Они-то, бумажки, все такие... все никуда не годятся».
Как вы поняли эту притчу?
Как восприняли притчу о праведной земле Наташа и Васька Пепел?
Нужна ли ночлежникам правда, по вашему мнению? По мнению Луки?
Слайд 16
Куда и зачем направляется Лука? Что он ищет?
Меняются
ли герои под воздействием Луки?
Слайд 17
Для чего, по мнению Луки, живет человек?
Сформулируйте философию
жизни Луки.
Слайд 18
Домашнее задание
Какой след оставил Лука в жизни ночлежки?
Чья позиция вам ближе – Луки или Сатина?
Ответьте на
вопросы, опираясь на 4 действие драмы.
Слайд 19
Проследите, что говорят о Луке обитатели ночлежки. Кто
из них подписался бы под строками Беранже: «Честь безумцу,
который навеет / Человечеству сон золотой»?
Изменились ли Клещ, Татарин, Барон, Настя, Бубнов, Сатин в 4 действии или остались прежними?
Какой след оставил Лука в жизни ночлежки?
Почему Актер повторил судьбу человека, искавшего праведную землю?
«Человек – вот правда!»
Слайд 20
Четвертый акт, уже без Луки, Наташи, Пепла, Анны,
выразительно раскрывает последствия пережитого.
Настя, Актер, Татарин, Клещ вспоминают
добром Луку даже за то, что он «очень против правды восставал». «Правда» гнусного прозябания неприемлема для них. Возможность оторваться от нее, пусть в беспредметных мечтах,— радует. «Сказочки» Луки поддерживают их призрачные планы. Произошедшее в ночлежке, исчезновение старика пробуждают в душе ее обитателей беспокойство: как, чем жить?
Слайд 21
Настя и Актер впервые гневно развенчивают свое окружение.
Настя без ее привычной книги — без мечты, надежды
на лучшую жизнь — мечется по сцене в припадке отчаяния: «...Опротивело мне все! Вся жизнь... все люди!» Она бы «на четвереньках» бежала отсюда — да некуда. Настю душит отвращение к ничтожным и жестоким сожителям, и она выплескивает его в диком порыве: «Всех бы вас... в каторгу... смести бы вас, как сор... куда-нибудь в яму».
Слайд 22
Обычно мягкий, деликатный Актер на протяжении всего последнего
акта непривычно озлоблен и мрачен. Может быть, впервые трезво
взглянул он в лицо жизни. Может быть, впервые понял, что спасение зависит не от его воли, а от общества, которое держит его в ночлежной яме. Так рождается мысль о тупике. «Невежды! Дикари... Люди без сердца! Зачем вы живете? Зачем?» — яростно кричит Актер. Видимо, тот же вопрос задает он себе и не может на него ответить.
Ярость сменяется мрачной угрюмостью, и наконец, Актер почти бегом направляется в сени. Уход из жизни Актера — результат гибели его иллюзий.
Те не менее в четвертом действии складывается совсем непохожая на предшествующую атмосфера общения: люди слушают друг друга, думают сообща.
Слайд 23
Клещ, наоборот, впервые спокойно рассуждает о превратностях понятия
«правда». Отмякает сердцем Клещ, усваивая простую истину: «Везде —
люди... Сначала не видишь этого... потом— поглядишь, окажется, все люди... ничего!».
Татарин отстаивает теперь новый принцип — «не обижай человека!»— и мечтает о времени, которое душе «даст свой закон, новый».
Задумывается о смысле своей жизни Барон. Признание Барона служит как бы обобщением всех этих разных выступлений. Сознавшись, что он «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», Барон замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился». Это почти повторение фразы Печорина из «Героя нашего времени» Лермонтова. В подтексте переживаний других — то же недоумение. Оно неожиданно связывает всех присутствующих.
Слайд 24
Послушаем монологи Сатина.
Как относится к Луке Сатин?
Можно ли
утверждать, что Сатин — антипод Луки?
Разделяете ли вы его
мысль, что философия жалости и сострадания оставляет человека на положении раба? А автор?
Чего же не хватало обитателям ночлежки для того, чтобы реализовать мечты?
Слайд 25
«Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета»,
закаляется мысль Сатина. В чем смысл человеческой жизни? Что
есть человек, по какому закону он живет? «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. <...> Человек — выше сытости!»... «Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..» Он имеет на эту свободу неотъемлемое право, ибо он творец, созидатель всего прекрасного на земле.
Сатин — главный герой четвертого действия драмы — остается верен себе. Предваряя свое «звездное слово», он не без иронии замечает: «Когда я пьян... мне все нравится». Возникший подъем духа недолговечен. Интонация и стилистика речи Сатина указывает на редкое для него взволнованное, даже экзальтированное состояние. Сатин: «Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон,— всех хуже!.. Ты ничего не понимаешь... и— врешь!..»
Из всего прожитого Сатин сделал далеко идущие выводы о сущности бытия: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его .мозга». Именно эта способность к творческому преобразованию жизни делает человека по-настоящему великим.
Слайд 26
В чем видит Горький причины трагедии: в социальном
строе или несовершенстве людей?
Актуальна ли пьеса «На дне», на
ваш взгляд, в сегодняшней России?