Слайд 2
Первые исследования:
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования - конец XIX
века. Основатель сравнительно-культурной психологии - английский исследователь У. Риверс
(1864-1922).
Риверсом были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Хотя Риверсом и были выявлены отдельные межкультурные различия в зрительном восприятии, ничего экстраординарного обнаружено не было. На основе полученных данных британский исследователь пришел к заключению о необоснованности утверждений о более развитом восприятии «примитивных» народов.
В 20-30-е годы XX в. начались разнообразные исследования, посвященные анализу мышления и особенностей восприятия в различных культурах Африки, Полинезии, Латинской Америки и Европы.
Сравнительное изучение типов мышления на основе овладения логическими операциями было продолжено швейцарским психологом Ж . Пиаже. В своих работах он отстаивал идею о том, что интеллектуальный уровень представителей дописьменных культур равен уровню развития одиннадцатилетнего среднеевропейского школьника. Ж . Пиаже сформулировал свое видение межкультурных различий в мышлении как положение о неспособности человека традиционного общества к абстрактному мышлению.
Слайд 3
Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении:
разнообразие
экологических, ландшафтно-пространственных условий - мы живем в "прямоугольном мире",
в традиционном обществе - естественное окружение от непроходимых джунглей, резко ограничивающих обзор до полупустынь и тундры;
различный уровень сложности организации культурных систем;
разнообразие ценностных установок и комплексом традиционных верований;
влияние языка – теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа - язык не просто средство выражения мыслей, а форма, от которой зависит образ наших мыслей.
Слайд 4
причины различий в
IQ обусловленных разной культурой
Во-первых, в разных культурах существуют разные представления о том,
что собой представляет интеллект. Оценка интеллектуальных способностей представителей каждой из них должна соответствовать смыслу, который вкладывается в это понятие.
Во-вторых, у людей, принадлежащих к разным культурам, могут не совпадать представления о достойном пути проявления своих способностей. В индивидуалистических культурах демонстрация знаний и умений обычно поощряется. И то же самое поведение может рассматриваться как неприличное или грубое в культурах, где ценятся межличностные отношения, кооперация и скромность.
В-третьих, тест, сконструированный для одной культуры, может оказаться неадекватным для другой, даже если его перевод не вызывает никаких замечаний.
Слайд 5
восприятие лиц людьми разных рас
Восприятие лиц своей расы
происходит более эффективно. Канадские специалисты выяснили, что представители европеоидной
расы изучали треугольник из глаз и рта, в то время как азиаты фокусировали взгляд на области носа. И те и другие преуспели в распознавании лиц представителей своей расы и затруднялись с ответом, когда речь заходила о другой этнической группе. Во второй части эксперимента испытуемых попросили сказать, какую эмоцию они видят на том или ином лице: удивление, испуг, отвращение или радость. На этот раз азиаты концентрировали больше внимания на глазах, нежели на рту, и из-за этого они предположительно могут неправильно интерпретировать некоторые эмоции.
Существует теория о том, что человек по-разному воспринимает и классифицирует лица представителей своей и чужой расы, а свои и чужие расовые черты иначе кодируются в восприятии людей разных рас.
Слайд 6
Восприятие иллюзий
Кросс-культурные исследования зрительного восприятия (Сегалл, Кэмпбелл и
Херсоковиц)
Согласно результатам, полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух
других культур, воспринимают линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине. Он также обнаружил, что индийцы и новогвинейцы более подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти результаты показали, что эффект иллюзии был различным в зависимости от культуры и что помимо образования было важно что-то еще. Исследователи сделали вывод, что культура влияет на то, как «видится» мир.
Учеными были выдвинуты две гипотезы:
Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди из индустриальных стран, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов, в большей мере подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, чем представители традиционных культур: вокруг последних больше предметов, над которыми человек («плотник»)не трудился, а следовательно, они более привычны к округлыми неправильным геометрическим формам.
Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей.
Слайд 7
Восприятие цвета:
Проблема цветовых предпочтений народов, находящихся
на разных
ступенях культурно-исторического развития,
долгое время рассматривалась в контексте концепции
Сепира и Уорфа как обоснование ментальных различий между представителями разных языковых групп.
Однако американские культурантропологи Б. Берлин и П. Кэй сфокусировали свое внимание не на различиях в цветовых предпочтениях, а на так называемых фокусных цветах, т.е. базовых лингвистических обозначениях цвета у разных народов.
Испытуемые должны были из 329 образцов, окрашенных в разные цвета, выбрать: во-первых, те, которые соответствуют каждой из выделенных цветовых категорий; во-вторых, среди них – наиболее типичные, соответствующие каждой категории в максимальной степени.
Границы обозначения цветовых категорий в разных языках не совпали. Тем не менее выбранные испытуемыми наиболее типичные образцы (фокусные цвета) оказались одними и теми же: для черного, белого и красного цветов – в 20 языках, для зеленого – в 19, для желтого – в 18, для синего – в 16, для коричневого и фиолетового – в 15.
Проанализировав случаи употребления цвета в «Илиаде» и «Одиссее», ученые установили, что греки в эпоху Гомера имели трехчленную классификацию цветов: белый, черный и красный.