Слайд 2
Миклухо-Маклай, Николай Николаевич
Биография
Выдающийся путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай
родился 5 июля 1846 года в имении Рождественское близ
г. Боровичи Новгородской губернии. Отец Николай Ильич Миклуха, считался дворянином Стародубского уезда Черниговской губернии. Он руководил строительством Петербургско-Московской железной дороги на дистанции 6-го участка неподалеку от станции Угловка. Именно здесь родился у них с Екатериной Семеновной первенец Сергей, а годом позже - Николай.
Слайд 3
Прадеду, запорожскому казаку Степану Миклухе было дано дворянское
звание за героизм при штурме Очакова (во время российско-
турецкой войны). Мать, Екатерина Семеновна, урождённая Беккер, полька по национальности.
Слайд 4
Николаю было 11 лет, когда умер отец, оставивший
семью в бедности. В 1858 году семья переехала в
Петербург, где мальчика отдали в школу, а затем в 1859 году во Вторую казенную гимназию. Окончив курс гимназии, в 1863 году он поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Петербургского университета, одновременно посещая лекции в Медико-хирургической академии. Учёба не была долгой. Уже в начале 1864 года за участие в студенческих волнениях он был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России
Слайд 5
На средства, собранные студенческим землячеством, Миклухо-Маклай уехал за
границу, чтобы продолжить образование в Германии. В течение двух
лет он слушал лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, затем изучал медицину в Лейпцигском (1865) и Йенском (1866-1868) университетах.
Слайд 6
В Йене Миклухо-Маклай обратил на себя внимание знаменитого
естествоиспытателя и зоолога Эрнста Геккеля, пропагандиста идей Дарвина. В
1866 году Геккель взял 19-летнего студента в качестве ассистента в большое научное путешествие с целью изучения морской фауны.
После окончания Йенского университета Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря (март-май 1869), занимаясь изучением низших морских животных, губок, полипов и т.д
Слайд 7
Вернувшись в Петербург в 1869 году, Миклухо-Маклай под
руководством академика Карла Бэра занялся изучением морских губок, привезенных
русскими экспедициями с севера Тихого океана. К этому времени кругозор молодого исследователя расширился, и он перешел к более общим вопросам естествознания - антропологии, этнографии, географии.
В руки Миклухо-Маклая попал труд Отто Финша "Новая Гвинея", изданный в Бремене, и у него возникает идея исследования Тихого океана.
Слайд 8
В 1869 году он при поддержке Императорского Русского
Географического Общества получил разрешение совершить плавание к почти неизвестной
тогда Новой Гвинее. Подготовка к плаванию заняла целый год. В 1870-1871 годах винтовой корвет "Витязь" (под командой П.Н. Назимова) перешел из Кронштадта вокруг Южной Америки в залив Астролябия на северо-восточном берегу Новой Гвинеи.
Слайд 9
20 сентября 1871 года Николай Миклухо-Маклай, 25 лет
от роду, сошел на берег Кораллового моря, близ селения
Бонга, еще не зная, что берег этот вскоре назовут его именем. Близ селения, в густых кустах Миклухо-Маклай заметил первого папуаса Туя. Миклухо-Маклай взял его за руку и привел в деревню. Вскоре вокруг иноземца столпились папуасские воины с каменными топорами в руках, увешанных плетеными браслетами. Русский гость щедро одарил папуасов разными безделушками. К вечеру он вернулся на корабль, и офицеры "Витязя" с облегчением вздохнули: дикари не съели Николая Николаевича.
Слайд 10
Решив обосноваться на Новой Гвинее, он поселился в
небольшой хижине, построенной на берегу ручья, у моря, корабельными
плотниками из досок, заготовленных на острове Таити. Ученые-офицеры с "Витязя" провели топографическую съемку местности.
Слайд 11
Рабочий день начинался наблюдениями за приливной волной океана,
измерением температуры воды и воздуха, высоты прилива, направления и
силы ветра, записями в дневнике. Проходит время, и он делает такую запись: "Становлюсь немного папуасом: сегодня утром, например, почувствовал голод во время прогулки и, увидев большого краба, поймал его и съел сырого.
Слайд 12
Миклухо-Маклай входил в хижины папуасов, лечил их, беседовал
с ними (местный язык он освоил очень быстро), давал
им советы. С первого дня пребывания на острове Николай Николаевич носил постоянно в кармане записную книжку, куда записывал местные слова. Позднее по всему побережью прошел слух, что Миклухо-Маклай не только "тамо-рус", но и "тараан-тамо" - "Человек с луны" или "Лунный человек".
Больше года прожил ученый в хижине на берегу океана. Больной, часто голодный, он успел сделать многое: посадил в землю Новой Гвинеи семена полезных растений и вывел тыквы с Таити, бобы, кукурузу.
Авторитет Миклухо-Маклая возрастал с каждым днем. Он спасал папуасов от смерти, был свидетелем рождения и похорон, сидел почетным гостем на званых пирах.
Слайд 14
В декабре 1872 года в залив Астролябия зашел
русский клипер "Изумруд" под командой М.Н. Кумани. Клипер пришел
забрать Миклухо-Маклая согласно договоренности.
В конце мая 1873 года Миклухо-Маклай был уже на Яве. "Изумруд" ушел, а ученый остался на острове.
8 марта 1874 года он записал в дневнике: "Наконец могу сказать, что я снова житель Новой Гвинеи". Миклухо-Маклай бесстрашно двинулся в глубь острова.
Слайд 15
В 1882 году после двенадцати лет странствий Миклухо-Маклай
вернулся в Петербург, завершив, таким образом, кругосветное путешествие, начатое
на "Витязе" в 1870 году. Он стал героем дня. Газеты и журналы сообщали о его приезде, излагали биографию, выражали восхищение его подвигами. Ученые общества Москвы и Петербурга устраивали заседания в его честь.
Слайд 16
В июне 1883 года путешественник прибыл в Сидней.
Почти три года он провел в Австралии, и это
были нелегкие годы. Коттедж в парке Выставки, где он жил в свой последний приезд, сгорел. Путешественник перебрался в домик при Морской станции на берегу Уотсон-Бей. В феврале 1884 года женился на молодой вдове Маргарите-Эмме Робертсон, дочери сэра Джона Робертсона, крупного землевладельца.
Слайд 17
Последние месяцы 1886 года были заполнены работой над
дневниками новогвинейских путешествий. Миклухо-Маклай продолжал ее урывками и в
1887 году, пробавляясь редкими научными публикациями и страдая от "петербургского воздуха" и последствий тропических заболеваний. К началу 1888 года он приступил к работе над вторым томом, но слег окончательно.
Слайд 18
В год 150-летия со дня рождения, когда Маклай
был назван гражданином мира, в Сиднее был открыт памятник
великому петербуржцу.