Слайд 2
Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как
нет автора у народной песни или сказки.
Он не подвержен
влиянию мимолетной моды.
Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
Л.А.Молчанова
Слайд 3
Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы
По
расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под
ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма
Слайд 4
Удмуртская одежда
шилась из :
холста
сукна овчины
В одежде
выделяются два варианта удмуртского народного костюма
северный южный
Слайд 5
Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали
сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с
высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
Слайд 6
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с
невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным
поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
Слайд 7
Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э
Часто женский
поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых
далеко не всегда находился нож
Слайд 8
Костюм Азелинского времени.
3-5 века
Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов
Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
Слайд 9
Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века
Шапочка могла быть и кожаной, и
матерчатой с меховой опушкой
Слайд 10
Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник
Мыдлань-шай. 8-9 вв.
Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные
с бусинами
Слайд 11
Женские костюмы поломской культуры.
Варнинский могильник. 8-9 вв.
Вышитая
налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы
металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
Слайд 12
Женский и девичий костюмы 16-18 вв.
Удмуртские женщины в
костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную
форму украшений бытовавших в более ранние эпохи
Слайд 13
Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).
Могильник Весьякарский Бигер-шай.
9-12вв.
К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная
бронзовыми накладками и наконечником
Слайд 14
Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.
Слайд 15
Женский и мужские костюмы.
Кузьминский могильник. 11-13 вв.
Слайд 16
Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.
С середины
18 века
в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские
монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
Слайд 17
Завятский (арский) костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а
у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.
Слайд 18
Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 19
Бесермянский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
Слайд 20
Собственно южноудмуртский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
У
южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под
названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос
Слайд 21
Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 22
Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско
- бодьинский).19 – середина 20 в.
Слайд 23
Бесермянский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.
Слайд 24
Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
Слайд 25
Калмезский костюмный комплекс.
19 – середина 20 в.