Слайд 2
Зоологический музей Зоологического института
Российской Академии Наук основан в 1832 г. на базе
зоологических коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры.
История коллекций Зоологического музея восходит к истории первого отечественного музея – Кунсткамеры, основанного в 1714 году. Из Москвы были перевезены естественноисторические коллекции, приобретенные Петром I во время его путешествия в Голландию в 1698 году, хранившиеся при Аптекарском приказе. Первоначально они были размещены в Зеленой гостиной Летнего дворца. В 1716 году были приобретены коллекции А. Себы и Х. Готвальда, в 1717 году – Ф. Рюйша...
Слайд 3
В Зоологическом музее хранится уникальный экспонат - чучело
любимой лошади Петра I. Лошадь носила звучное имя Лизетта
и была очень привязана к своему хозяину: когда, например, она хотела видеть царя, она находила его везде, несмотря на суматоху и сутолоку строящегося Петербурга. С поистине собачьей преданностью она следовала за Петром, а когда намеченные поездки отменялись, из глаз Лизетты текли крупные слезы обиды.
По преданию, Петр I даже позволял Лизетте присутствовать на царских обедах и балах, а придворные, хоть и находили присутствие лошади во дворце императорской причудой, все же пытались задобрить любимицу Петра, подкармливая с руки овсом и сахаром. Когда Лизетта умерла, Петр I запретил хоронить ее, а велел сделать чучело и изобразить его любимую лошадь такой, какой она была при жизни. Сначала чучело бережно хранилось в Кунсткамере, а затем стало одним из экспонатов Зоологического музея.
Слайд 4
Зоологический музей
Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев
мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института.
Слайд 5
Современный Зоологический институт РАН и
его музей представляют собой одно из крупнейших в мире
хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения.
Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор.
Слайд 6
Первое время Музей занимал
помещения в Музейном флигеле академии. Быстрый рост коллекций Музея
потребовал нового просторного помещения. Оно было предоставлено в 1893 г.
В этом здании у Дворцового моста Музей располагается до сих пор.
Новые коллекции поступали в Музей постоянно. Пополнение шло за счет трех основных источников - экспедиций российских ученых, даров частных лиц со всех концов России и из-за рубежа и за счет покупок и обмена.
При размещении экспозиции в новом здании большое внимание было уделено созданию так называемых биологических групп - витрин, где животные показывались в свойственной им природной обстановке.
Слайд 7
С самых первых дней
существования Музея и до настоящего времени значительная часть поступающих
материалов изготавливалась в виде чучел с целью их экспонирования в Музее. Искусство изготовления чучел, требующее от мастера, помимо знания технических приемов, художественного таланта, носит название таксидермии. Хорошо сделанное чучело должно выглядеть, как живое существо, для этого таксидермисту необходимо не только точно передать естественный облик животного, но и придать ему естественную, живую позу.
Слайд 8
Первые чучела, выставлявшиеся
в коллекции Кунсткамеры, были изготовлены крайне примитивно. На грубую
основу, сделанную из досок и обмазанную глиной, надевали обработанную шкуру животного и прибивали ее гвоздями. Процесс изготовления чучел крупных животных, таких как верблюды, яки, медведи, усовершенствовал приглашенный в музей в 1864 году скульптор-анималист К. Приходко. Чучела делали, надевая шкуру зверя на основу из металлической сетки с гипсовым покрытием.
Впоследствии сыном мастера, С. К. Приходко, и его помощником М. А, Колиным таким способом было изготовлено всемирно известное чучело Березовского мамонта.
нашего века американский мастер К.Эккли разработал метод изготовления чучел,
получивший название скульптурной таксидермии. С туши животного или с глиняной скульптуры, сделанной в натуральную величину, снимается гипсовый слепок. По этой форме из холста или картона изготавливаются части манекена чучела, после чего собранный манекен обшивается выделанной шкурой. В результате чучело получается легким, фигуре животного можно придать любую позу, а рельеф выступающих мышц обеспечивает полное сходство с живым объектом.
Применение этого метода в Зоологическом музее связано с именем М.А.Заславского, работавшего здесь с 1946 по 1989 год. Им были созданы несколько диорам – крупных биологических групп, в которых за счет глубины и живописного фона создается впечатление пространства – «Гигантские скаты – манты», «Морские котики», «Птичий базар», «Высокогорья Тянь-Шаня».
Слайд 10
Среди других современных
методов сохранения биологических объектов в музее иногда применялись методы
парафинирования и сублимации.
Первый состоит в том, что животное после обработки пропитывается парафином. Лучше всего подходит этот метод для изготовления некрупных животных с голой кожей, например, земноводных. Однако, он использовался и для других объектов – именно таким способом изготовлена знаменитая мумия Киргиляхского мамонтенка. Второй метод, сублимации, заключается в том, что замороженное в естественной позе животное высушивают в вакууме. При этом сохраняется натуральный вид и цвет объекта, однако методика имеет некоторые технические ограничения. Кроме того, оба эти метода дорогостоящи и требуют особых условий хранения экспонатов.
Слайд 11
Музейная экспозиция
В настоящее время
музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания
Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает 30 000, а общая площадь экспозиции составляет 6 000 кв. м.
Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке.
Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей.
Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну.
Слайд 12
Поднявшись по одной из
двух широких лестниц из вестибюля в I зал музея,
можно увидеть расположенные на стенах карты – историческую, отражающую маршруты и даты наиболее известных географических и зоологических открытий, и зоогеографическую, позволяющую оценить богатство и разнообразие животного мира отдельных континентов. Здесь же, по левой стороне зала, представлена занимающая целую стену. Для желающих ознакомиться с принципами, на которых построена эта схема, напротив развернута отдельная экспозиция об эволюционном учении Ч.Дарвина, где кратко затронуты основные аспекты современной эволюционной биологии – изменчивость, наследственность и некоторые другие. В числе прочих экспонатов здесь можно увидеть редкие породы домашних животных, а также единственное в мире чучело пингвина-альбиноса.
Слайд 13
Основная часть правой стороны
II зала музея занята коллекцией беспозвоночных животных, начиная с
одноклеточных и губок и заканчивая наиболее высокоорганизованными из них – иглокожими и моллюсками.
Слайд 14
Левая, целиком посвященная систематической
части коллекций, начинается с экспозиции простейших хордовых животных –
оболочников и бесчерепных, затем следуют систематические коллекции , амфибий, рептилий и птиц. Экспозиция, представляющая систематику млекопитающих, расположена по левой стороне III зала музея.