Слайд 2
Как казака строили себе жильё
Жилища- хаты казаки строили
из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста , глины.
Хата представляла собой каркас из прутьев , обмазанных с двух сторон глиной. Пол глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату .
Слайд 4
Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в
землю большие и малые столбы- «сохи» и «подсошники», которые
переплетались лозой.
Слайд 5
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей
для первой мазки «под кулаки»- глину вперемешку с соломой
забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами.
Для третьей «гладкой»
мазки в глину
добавляли
половину и кизяк
( навоз, тщательно
примешанный
с соломенной резкой).
Слайд 6
Крышу крыли путанной соломой или соломенными снопиками- парками.Затем
в хате клали печь. Для летнего пользования во дворе
ставили легкий навес.
Слайд 7
Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили
себе жильё из самана. Саман это кирпич из глины
с примесью соломы .
На строительство
собирались
всем селом.
Женщины и
дети месили
ногами глину
с соломой, мужчины
формировали её
в кирпич, сушили,
а затем выкладывали.
Слайд 8
Кладку обмазывали глиной .Хату внутри и снаружи обязательно
белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Слайд 17
Жилища казаков
Жилища-хаты казаки
строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.
Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa» , станицы.
Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой».
Общественные здания - атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.
Слайд 18
Обряды при строительстве жилья
«На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья
- «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.
Внутреннее убранство казачьей хаты
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв.