Слайд 2
Эпоха барокко- одна из наиболее интересных
эпох в истории мировой культуры.
Особого внимания заслуживает
музыкальная жизнь эпохи- чрезвычайно насыщенная, полнокровная.
Слайд 3
«барокко»- одна из форм схоластического силлогизма.
Порождением духовной атмосферы
эпохи стала музыка Вивальди, Баха, Генделя.
Слайд 4
Искусство Италии.
В музыкальном искусстве было провозглашено
рождение нового стиля – монодии с сопровождением, гибко следующим
за поэтическим словом.
Слайд 5
В результате, динамичнее становится музыкальный язык,
обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания.
Слайд 6
оратории.
Развивается крупный вокальный жанр оратории, более
камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными
средствами драматического содержания.
Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто.
Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Слайд 7
инструментарий.
История инструментальной музыки – это история
создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки.
Постепенно
определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты.
В середине века образуется соната, как цикл нового типа.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создаётся тип концерта- qrosso.
Слайд 8
Антонио Лючио Вивальди 1678-1741
Итальянский композитор, скрипач-виртуоз,
дирижёр. Создатель жанра сольного инструментального концерта.
Слайд 9
Его творчество оказало большое влияние на
европейскую инструментальную музыку. (Бах И.С. переложил для клавесина и
органа около 20 скрипичных концертов Вивальди).
Цикл «Времена года»-один из ранних образцов программного симфонизма. Свыше 40 опер, оратории, кантаты, камерно- инструментальная музыка.
Черты стиля:
Отсутствие в большинстве произведений программы, но выделяется яркий тематизм, конкретность музыкального языка.
Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.
Вырабатывается определённый тип трёхчастной композиции:
1ч. –быстро; рондо, разработочный характер;
2ч. –медленно, лирический центр;
3ч. – быстро.
Слайд 11
искусство германии
необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными
жанрами и давшая миру такого гения ,как И.С.Бах.
Слайд 12
Иоганн Себастьян Бах 1685-1750
Самый передовой художник своего
времени.
Социальная природа его музыки народная, «певец крестьянских и городских низов» (Розеншильд), церковная.
Слайд 13
Бах апеллирует не только к эмоциям, но и
прежде всего к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное
начало- один из устоев его искусства.
Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность, трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность обобщения в мессе.
черты стиля:
мелодия-опора на
риторику, на сложившиеся формы, на схемы и символы церковной музыки, на народные мелодии;
предельная концентрация и мелодическая нагота тем;
ритм разнообразен.
Бах непревзойдённый мастер разнородных и в тоже время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений («Хроматическая фантазия и фуга», «Органная фантазия» q-moll).
Слайд 15
Бах работал во всех жанрах (кроме
оперы) и везде достиг небывалых вершин.
Слайд 16
Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул
далеко за рамки одного стиля, одной эпохи.
Слайд 19
искусство Англии.
Творческое наследие английской музыки было
богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических норм, расцвет
мадригала…
Но главной областью творчества была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям…).
Слайд 20
Георг Фридрих Гендель 1685-1759
Крупней полифонист,
тяготеющий к синтетичес ким вокально-инструментальным формам.
Его творчество
-это эпическое величие, воображение, многоплановость контрастов, направленность вширь и во вне духовного мира.
Слайд 21
Неоднозначно решается вопрос о национальной принадлежности
искусства Генделя: сложился как музыкант в Германии, с 1704-1740г.
писал итальянские оперы, в 1717 переселился в Лондон.
Его творчество стало поистине интернациональным.
Слайд 22
Инструментальная музыка –показательная для стиля композитора, связана с
вокальными произведениями, именно образы, картинно-изобразительные свойства музыки со словом
воздействуют на тематизм, общий облик пьес, отдельных частей.
Всё же ведущую область творчества занимают синтетические жанры: опера, оратория.
В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями, написанными в стиле итальянской оперы.
Слайд 23
Его интересуют разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки.
Основным
стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт традиционен:2 лагеря, 2
нации, конфликт в душе героя.
Слайд 24
Вокальные формы близки инструментальному складу. Гендель
объединяет речитатив и арию в сцене сквозного действия.
Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен, блестящ, динамичен.
Увертюра французского типа весьма импозантна, величественна полна мощи.
Слайд 25
Большое значение имеет Гендель как великий
реформатор ораторий, привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя
неизменно выразительна, действенна, контрастна. Основной формой сольного пения остаётся ария, которая не всегда персонифицируется.
Слайд 27
Основные типы: героические драмы,(«Самсон», «Саул»), героические
дифирамбы («Мессия»), оратории обличения («Валтасар»), лирические.
Его музыка
и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.
Слайд 28
Культура барокко занимает огромное историческое пространство:
рубеж 16,17, 18в.
Неодинаково находил свое
претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности.
В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей культуры.
Слайд 29
«музыкальная композиция-это математическая наука, посредством
которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая
слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе»
Вальтер.