Слайд 2
И. М. Тоидзе
Родина – мать зовет(1941г.)
Плакат И. М.
Тоидзе «Родина – мать зовет» обращается к зрителю с
прямым патриотическим призывом.
И. М. тоидзе создал новый образ, органически соединив в нем облик современной советской женщины с символическим обобщением, позволяющим воспринимать изображение как образ Матери – Родины. Недаром солдаты писали об этом плакате: «Он напоминает нам не только о Родине, он напоминает нам о наших матерях, проводивших нас в бой».
Слайд 3
Л. Ф. Голованов
Дойдем до Берлина!(1944 г.)
К лучшим
достижениям искусства эпохи Великой Отечественной войны принадлежит и плакат
Л.Ф.Голованова «Дойдем до Берлина!» Тип молодого русского солдата, уверенного в том, что советские войска будут в Берлине, создан художником с покоряющей непосредственностью. Улыбка бойца, его прозаическое, но в данной ситуации полное большого смысла занятие (солдат переобувается, готовясь к решающему наступлению), заражают бодростью, ощущением силы и молодости.
Слайд 4
А. А. Пластов
Фашист пролетел(1942 г.)
«Фашист пролетел» - одна
из самых
Волнующих картин военной живописи. Она захватывает сразу, потрясая
варварской жестокостью врага. Погибший пастушок, воющая собачонка и встревоженное стадо неотделимы от изображенного пейзажа. Опушка леса с молодой порослью, тонкие березки, покрытые золотом осенних листьев, долина между холмами с копнами сена, голубая даль – вся эта мирная трепетная красота родной природы словно протестует против мрачной драмы.
Слайд 5
А. А. Дейнека
Оборона Севастополя(1942)
Одно из самых выразительных полотен
этих лет – «Оборона Севастополя». Дейнека как бы отрезает
правый край полотна, давая этим представление о бесконечности потока серо-зеленых полчищ. Оттуда, справа, зловеще нависли штыки и пикирующие бомбардировщики. Враги в упор стреляют в советских моряков.
Но те на родной земле! Им отступать некуда! И моряки не отступают ни на шаг! Тот воин, что изображен на первом плане, со всею мощью богатыря бросает тяжелую связку гранат. Рядом до последней капли крови, до последнего вздоха бьются и все остальные, железной шеренгой преграждая врагу путь к порту.
Художник в этой сцене показал настоящих героев, сражающихся насмерть с фашистами среди шквала огня, дыма, разрывов бомб и пикирующих самолетов. Он убеждает нас в том, что именно так и было на самом деле в дни обороны Севастополя.
Слайд 6
А. А. Дейнека
Окраина Москвы(1941 г.)
Впечатляющая сила картины Дейнеки
таится прежде всего в ее необычайном и вместе с
тем очень простым по выражению замысле.
Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве…На картине – несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами противотанковых ежей, расположенных на переднем плане.
Слайд 7
Я. Д. Ромас
Зимние залпы Балтики(1942 г.)
Динамическое построение картины
подчеркнуто и тем, что ее смысловой центр – стреляющий
корабль – смещен вправо, в направлении выстрела. И, едва уравновешивая эту напряженную композицию движением, направленным в противоположную сторону, в левой части картины выступает печальная группа: упорно идущие навстречу ветру женщина и ребенок с поклажей на детских санках. Темные фигуры людей, воплощающие горе, и их последние, нечеловеческие усилия, так же как и массивный черный корпус крейсера, - самое значительное в призрачном пейзаже города.
Так, изображая будни осажденного Ленинграда, рисуя картину военной действительности, Ромас сумел постичь и выявить глубокий смысл происходящего.
Слайд 8
Б. М. Неменский
Мать(1945 г.)
Искренность чувств, чуткость к переживаниям
обыкновенных людей – драгоценная черта жанровых картин. Эти черты
отличают работу Б. М. Неменского «Мать».
Выражение эпохи, ее особая эмоциональная атмосфера есть в этой скромной картине.
Слайд 9
С. В. Герасимов
Мать партизана(1943 г.)
Яркий образ русской женщины-крестьянки
создан в картине С.В.Герасимова «Мать партизана». Его героиня бесстрашно
противостоит жестокости гитлеровца. Фигуры матери и фашистского офицера четко читаются на фоне голубого неба и раскаленной от солнца земли. Солнечный свет озаряет лицо и фигуру матери, в то время как офицер изображен в тени. Жестокость врага, взбешенного проявлением гордости в простой крестьянке, не в силах сломить ее волю. Зритель глубоко проникается моральным превосходством, силой духа женщины-патриотки.
Слайд 10
Г. М. Шегаль
В свободную минуту. Медсестра(1945 г.)
Военная медсестра
в раздумье прислонилась к бревенчатой стене дома. Невеселы ее
думы, как и не легка фронтовая жизнь. Но сколько нерастраченных душевных сил, нравственной красоты и внутренней стойкости в этом юном «солдате». Мы чувствуем, что вот-вот кончится короткая свободная минута, и девушка, приняв свой обычный бодрый и подтянутый вид, пойдет вместе со своими друзьями продолжать дело, не менее важное и трудное, чем ратный подвиг.
Слайд 11
К. Д. Китайка
Портрет генерал-майора И.В.Тутаринова
И полковника М.В. Турчанинова(1945
г.)
Главный образ картины – генерал Тутаринов. И это не
только потому, что так полагалось по чину, но и оттого, что сама модель была личностью очень яркой. Мужество, отвага, решительность, целеустремленность – вот что привлекает нас в этом образе.
Полковник Турчанинов столь же мужествен и храбр, как и его начальник. Но в нем больше спокойствия, уравновешенности, того неброского героизма, который мы видели во многих портретах военных лет. Его фигура отодвинута на второй план и в значительной своей части закрыта головой лошади генерала.
Внутренняя значительность героев изображения подчеркнута его эффектным, декоративно-ярким колоритом, четкими контурами силуэтов всадников, выделяющихся на фоне голубого неба и сизых облаков.