Слайд 2
Понятие зрительного восприятия
Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные
структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования,
аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Слайд 3
Задачи работы со зрительным вниманием
— формирование
адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их
положения в пространстве;
— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
— формирование умений наблюдать за объектом зрительно обследовать его;
— совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Слайд 4
Виды игр, игрушек и средств:
1)игры, формирующие умения различать
форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе
применения сенсорных эталонов;
2)игры, тренирующие детей в различении движущихся объектов;
3)игры, направленные уточнение конкретизацию, обобщение, анализ, называние, сравнение визуальных признаков предметов и объектов;
4)настольно-печатные игры, развивающие у детей умения анализировать изображения, сличать его с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением;
5)игры, развивающие детский глазомер и стереоскопическое видение;
6)игры, обучающие зрительно-пространственной ориентировке.
Слайд 5
Наряду с применением дидактических игр для развития зрительных
функций используются различные средства и сигнальные устройства с разноцветными
подсветками, проекционными и светящимися экранами, электрическими игрушками с цветовым и световым эффектом.
Слайд 7
Одним из важнейших направлений в развитии зрительного восприятия
являются игры-конструкторы, лего, развивающие игры, строительные наборы, мозаики, специальные
видеофильмы с синхронизированными аудиовизуальными событиями («Тик-так»).
Слайд 10
Кроме этого используются специальные компьютерные программы по диагностике,
лечению зрения и развитию зрительного восприятия.
Слайд 12
Игры для развития зрительного восприятия
«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть
несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.)
и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
Слайд 15
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов — одна
буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
примеров — сделана ошибка на
вычисление, цифра написана зеркально и др.;
предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
Слайд 18
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками
различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних
и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
Слайд 22
«Знаковая таблица»
Детям предлагают на цветной таблице показать числа
определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
Слайд 24
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических
фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать
все изображения.
Слайд 27
«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических
фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
Слайд 30
«Зашумленные» изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр,
букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется
их опознать и назвать.
Слайд 32
«Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие
друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий.
Требуется найти эти отличия.
Варианты:
— используются парные игрушки;
— предъявляют предмет и его изображение.
Слайд 34
«Незаконченные изображения»
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица
без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье
без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
Слайд 37
«Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры,
выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
Слайд 41
«Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые
на 180°. Требуется назвать их.
Слайд 44
«Разрезанные изображения»
Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного
цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих
частей целые изображения.
Варианты:
— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
Слайд 48
«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов,
а затем схематично нарисовать их.
Слайд 50
«Буковки»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо
найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
— все буквы И;
— все
гласные;
— одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
Слайд 52
«Где зажегся фонарик?»
Педагог в разных местах комнаты зажигает
фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
Варианты:
— сосчитать, сколько раз
зажегся фонарик.
Слайд 53
«Почтовый ящик»
Цель: научить видеть форму в предмете, соотносить
форму; составлять целое из разных геометрических форм и частей,
подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
Материал: почтовый ящик — пластмассовая или деревянная коробка с шестью прорезями разной формы; объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху.
Ребёнку предлагается опустить все «посылки», в почтовый ящик, то есть определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Слайд 55
«Лото»
Цель: научить вычленять контур предмета, соотносить объёмную форму
с плоскостной, отыскание формы.
Оборудование: карточки с изображением одноцветных форм;
набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры: Взрослый даёт ребёнку большую карточку, а себе берёт маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает «Где такая?» (форма не называется).
Слайд 57
«Большие и маленькие»
Цель: научить ребёнка чередовать предметы по
величине, развитие
мелкой моторики.
Материал: 4 — 5 больших бусин
(приблизительно 2 — 3 см) и 4 — 5 маленьких бусин (приблизительно 1 см). Бусинки должны быть одинаковой формы и цветов. Тонкие шнуры или толстые нитки с предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.
Ход игры: взрослый показывает ребёнку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает, что там лежат большие и маленькие бусинки и нить. Сказав, что кукла просит сделать для неё красивые бусы, взрослый обращает внимание ребёнка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.
Слайд 59
«Разложи по размеру»
Цель: закрепление у детей понятия о
размере предметов.
Материал: картинки с изображениями предметов крупного, среднего и
маленького размера.
Ход игры: взрослый показывает ребёнку картинки, называет их и начинает из них формировать группы по размеру. Ребёнок должен разложить по образцу взрослого все предметы.
Слайд 61
«Построй ворота»
Цель: научить обращать внимание на высоту и
ширину предметов; со-относить предметы по высоте и ширине в
действиях с ними; закрепление знания слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование: строительный материал — бруски разной величины,
машины разной величины.
Ход игры: ребёнок и взрослый сидят напротив друг друга. Сбоку вперемежку лежат бруски разного размера. Взрослый катает вокруг брусков маленькую машинку и предлагает ребёнку построить для неё ворота. Ребёнок строит ворота, и взрослый прокатывает к нему через ворота машинку. Затем взрослый берёт другую высокую машинку и предлагает ребёнку прокатить её через ворота. Ребёнок катит машинку, ворота падают. Взрослый просит восстановить ворота и попробовать прокатить машинку медленно. Обнаруживается, что машинка не проходит, т.к. она выше ворот.