Слайд 2
Жизнь выдающегося осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова -
явление XX века, которое на протяжении уже многих десятилетий
не перестает будоражить умы. И интерес к нему отнюдь не только как к выдающемуся живописцу, графику, талантливому педагогу и исследователю народного творчества. Его биография - это редкий пример неразрывности творческого поиска и человеческого предназначения, образец гражданской требовательности к себе и стойкости подвижника в непростых жизненных обстоятельствах.
Цель классного часа:
1. Познакомить учащихся с одним их первых профессиональных художников Осетии.
2. Прививать любовь к живопись, развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
1. презентация, музыкальный материал, портрет художника, иллюстративный материал не вошедший в презентацию.
В проведении классного часа принимает участие учитель рисования, который подробно расскажет о творчестве художника.
Слайд 3
АВТОБИОГРАФИЯ
(заслуженного деятеля искусств Груз. ССР и
народного
художника Сев. Ос. АССР Туганова М. С.)
Год рождения
1870 г.
Родители – из дворян в Сев. Осетии.
Детство провел в Дигории в сел. Дурдур в Сев. Осетии.
В 1899 г. окончил Владикавказское реальное училище.
В 1901 г. поступил в Ленинградскую Академию Художеств, которую окончил в 1905 году и в том же году выехал в гор. Мюнхен (Бавария, Германия) для повышения своего художественного образования.
В 1907 году возвратился на родину – в Северную Осетию во Владикавказ, где организовал частную художеств. студию и работал на выставках – как художник, создал кружок художников и организовывал выставки.
В 1919 году за сочувствие мое к большевикам, белобандиты Шкуро разгромили, уничтожили все мое имущество.
В 1920 году с приходом Советской власти стал работать, как художник и был заведующим художественно-плакатного отдела при Тер-Кавроста (Российского телеграфного агентства) в г. Владикавказе до конца 1922 года. Мною было выпущено свыше сотни художественно-агитационных плакатов на политическую тематику.
В 1922 году (в конце) я работал по искусству в районе Сев. Осетии по народному образованию Дигорсокго округа. После чего временно в качестве художника в Баку и художника-педагога работал в школах Северной Осетии во Владикавказе (теперь Дзауджикау).
В 1926 году по 1930 год преподавал графику и рисование в Осет. пед. Техникуме, Областной показат. школе и Совпартшколе. Кроме того написал ряд картин из жизни и эпохи гражданской войны в Осетии.
С 1930 года и по сей день работаю в пределах Грузии в Юго-Осетинской Авт. Области в гор. Сталинире. За 18 лет мною здесь проделана следующая работа:
1. По театру – как главный художник за 13 лет – оформил десятки разных советских пьес и дал показ осетинского искусства в г. Тбилиси в 1940 году, за что получил звание заслужен. деят. искусств Груз. ССР.
Слайд 4
2. По Краеведческому музею организовал национальную художественную галерею
– выставку и дал ряд картин по истории и
этнографии Юго-Осетии.
3. По линии подготовки кадров-художников – организовал в гор. Сталинире Художествен. студию, которая в 1937 году превращена в 5-ти годичное художественное училище. Из моих питомцев оканчивают 5 человек в Ленинграде и Москве высшее художеств. учеб. заведения и Академию художеств.
4. Организовал Юго-Осет. Союз художеств, который ежегодно дает выставки в г. Сталинире: по Отеч. войне, пос. хоз. и пр.
5. По линии Юго-Осет. Научно-Исследов. Института написал:
1) Осетинское Народное изобразительное искусство с древнейших времен и до наших дней.
2) Осетинский костюм в его историч. разгаре.
3) Осетинская народная резьба по дереву.
4) Новое в нартовском эпосе.
Из прежних работ по осетинскому искусству надо указать:
1) «Кто такие нарты?» - напис. в 1924 г.
2) По горскому искусству: осетин и др. в «Горской правде» ряд статей в 1923 – 24 гг.
3) Коста Хетагуров – как художник в 1937 г.
4) Коста Хетагуров – основоположник осетинской живописи в 1939 г. напечат. в Известиях Юго-Осет. Науч. исслед. Института.
По линии народного творчества мною созданы иллюстрации к сборнику «Нарты Юго-Осет. издания вышед. в 1940 г. переведенные теперь на грузинский язык.
В дальнейшем также готов работать на пользу нашей Социалистической родины.
Слайд 5
«Творец непрошенного времени»
ТУГАНОВ
Махарбек
Сафарович
1881 – 1952
Слайд 6
«Центральная фигура осетинского искусства не только начала, но,
возможно, и всего XX века». «Не просто выдающийся осетинский
художник, этнограф, просветитель, но личность, соединившая мощью своего таланта европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии». «Человек, сделавший для осетинской живописи то же, что Коста – для литературы: из пепла и праха воссоздавший архетип своего народа…»
Слайд 7
Разносторонняя образованность, глубокая любовь к своему народу, служению
которому он посвятил всю свою плодотворную жизнь – вот
те основные черты, из которых слагается облик одного из самых блестящих представителей осетинского национального изобразительного искусства и культуры, народного художника Осетии, заслуженного деятеля искусств Грузии Махарбека Сафаровича Туганова, 130-летие со дня рождения которого отмечают в этом году на Севере и Юге Осетии.
Слайд 8
Махарбек Туганов родился в 1881 году в селении
Дур-Дур в семье одного из первых ученых-агрономов Осетии
Сафара Туганова, которая принадлежала к элите национальной осетинской интеллигенции.
Слайд 10
Махарбек с племянниками.
С матерью Асиат Шанаевой.
Слайд 11
Трудно назвать другого такого интересного и глубоко национального
осетинского художника. Человек большого таланта, исключительной требовательности к себе,
удивительно скромный и обаятельный в жизни, он сумел воплотить в ярких, возвышенных образах дух своего народа, его прошлое и настоящее.
. Пройдя двухгодичную подготовку в частном пансионе Кизера, который подметил склонность мальчика к рисованию и дал ему первые основные понятия о рисунке и красках, Махарбек поступает во Владикавказское реальное училище. Незадолго до окончания учебы ему посчастливилось встретиться с Коста Хетагуровым в доме своего родственника Дзантемира Шанаева. Эта встреча во многом и определила судьбу будущего художника. Успешно окончив реальное училище, по настоянию родителей он едет в Петербург держать экзамены в Горный институт. Однако все устроилось иначе. Позанимавшись в подготовительной школе художника Гольдблата, осенью 1901 года Туганов блестяще сдал вступительные экзамены в Академию художеств, где в течение нескольких лет учился в мастерской знаменитого Репина у талантливых педагогов Чистякова, Мясоедова, Савинского и других.
Слайд 12
В 1907-м, возвращается на родину и организует первую
во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с
родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики.
Слайд 13
Портрет Батырбека Туганова 1904г
Одна из первых работ М.Туганова.
Слайд 14
Портрет друга отца Адильгири Шанаева. 1910г
Слайд 16
Махарбек был очень интересный, приятный собеседник. Он отлично
знал старый осетинский быт и интересно о нем рассказывал...
Можно сказать, что Махарбек был знаток нартовского эпоса. Но «знаток» - не то слово. «Знаток» понимается как ученый эрудит. Махарбека же можно назвать скорее ясновидцем нартовского эпоса. Он постигал нартовский мир каким-то внутренним зрением, интуитивно. И это свое интуитивное постижение он воплотил в ряде картин, прежде всего в знаменитой картине «Пир нартов».
Слайд 23
Художник мастерски справляется с острыми психологическими коллизиями –
ритуальный круговой танец совершают люди над телом пораженного молнией
«Цоппай»
Слайд 25
Одна из
отличительных
черт серии - стремление выявить в суровых обычаях народа
гуманистическое начало, раскрыть их глубокий философский смысл. Со скалы сбрасывают односельчане предателя.
« Собачья скала»
Слайд 27
Все село присутствует на кладбище, где у могилы
усопшего седой старик совершает древний обряд посвящения коня
«Посвящение коня».
Слайд 28
В Москве неоднократно проводились выставки скульптуры, живописи и
графики Махарбека Туганова.
Слайд 32
4 июля 1952 года М. Туганова не стало.
Художник ушел из жизни непокоренным. Однако его «борьба с
небожителями», с косностью и догмами требовала платы как при жизни, так и после нее. Судьба была жестока к творческому наследию Махарбека Сафаровича. Часть работ художника, отправленная им еще накануне Первой мировой войны в Вену для создания репродукций, пропала. Другая часть погибла во время разгрома его дома в январе 1919 года. В 1923 году во время пожара сгорели плакаты и агитационные листовки, созданные в начале 1920-х годов.
Слайд 33
Во второй половине 1930-х годов в период массовых
репрессий многие картины и созданные им портреты исчезли или
были уничтожены «по политическим соображениям». В 1945 году во время пожара в Музее краеведения г. Цхинвал погибла часть хранившихся там работ Туганова. Еще раз пришлось спасать наследие художника в 1991 году в период грузино-осетинского конфликта. Спасенные реликвии в настоящее время обрели покой в Художественном музее им. Туганова во Владикавказе.
Слайд 34
Жизнь выдающегося осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова —
явление XX века, которое на протяжении уже многих десятилетий
не перестает будоражить умы. И вызывает он интерес отнюдь не только как выдающийся живописец, график, но и как талантливый педагог и исследователь народного творчества.
Последняя фотография.