Слайд 2
Рассматриваемые вопросы
определение психофизиологических, педагогических и гигиенических основ обучения
письму;
анализ графических ошибок при письме: причины, способы их предупреждения
и исправления ;
определение методических приемов обучения каллиграфическим навыкам письма ;
разработка системы упражнений по формированию графических навыков младших школьников;
проверка эффективности разработанной системы упражнений.
Слайд 3
Рассматриваемые понятия
Проблема обучения письму была и остается актуальной
до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя,
методисты.
Практическая значимость и актуальность данной проблемы – постановка методически грамотного обучения – определяет выбор темы нашего исследования «Формирование каллиграфических навыков младших (состояние, проблемы и пути оптимизации)». Решение этой проблемы является целью нашей работы.
Слайд 4
Психофизиологические, педагогические и гигиенические основы обучения письму
Вопрос о
том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
-
чисто педагогический (методика и тактика работы учителя);
- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
- психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Слайд 5
Рассмотрим подробнее этот аспект.
В отличие от устных форм
речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения
(конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
Что же мы понимаем под понятием «каллиграфия»?
Слайд 6
Рассматриваемые понятия
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым
почерком.
Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку,
как известно возможна идентификация личности человека.
Слайд 7
Понятие «графический навык»
Графический навык – это сложное речерукодвигательное
действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое
(интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Кстати, давайте вспомним, что навык – это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».
Слайд 8
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
I
этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами
действия, уяснения содержания.
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие.
III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связанность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о сформировании навыка, чаще всего считают основное – это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем (!) этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).
Слайд 9
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека.
Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются
либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что о высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Слайд 10
Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей
4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к
формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.
Слайд 11
Приемы, необходимые для письма:
Графические навыки письма достаточно сложны
и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма,
и приемов письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки.
В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.
Приемы, необходимые для письма:
владение инструментом письма;
соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
соблюдение правильной позы, посадки при письме;
движение руки вдоль строки во время письма.
Слайд 12
Приемы, необходимые для письма:
Приемы письма:
умение сравнивать образец с
результатом письма;
приемы перевода звука в письменную букву и печатной
буквы в письменную;
приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
письмо букв между линиями строки и на линии;
начало письма. Запоминание строки;
приемы правильного наклонения письма.
Слайд 13
На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:
дети
при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,
неравномерно расставляют слова на строке;
пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;
не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;
имеет место «заборность», условность письма;
не соблюдается связанность букв при письме;
полная неразборчивость почерка, «каша».
Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися.
Слайд 14
Выводы:
Качество обучения младших школьников элементарному навыку письма зависит
от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе
обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования каллиграфического навыка.