Слайд 2
Цели и задачи проекта:
приобщение к духовно-нравственной
культуре;
развитие интереса к истории православия в Ельце;
формирование представления
о православных святынях Ельца.
Слайд 3
Методы исследования:
изучение литературы по теме исследования:
книги, журналы,
Интернет-ресурсы;
оформление проекта в виде презентации;
формирование выводов
о важности своей работы.
Слайд 4
Проблемный вопрос:
Есть ли в городе Ельце православные
святыни?
Гипотеза:
я считаю, что знать историю православных храмов родного
города необходимо каждому жителю Ельца для понимания истории и культуры России.
Слайд 5
ВВЕДЕНИЕ
Архитектурные памятники - это
объекты строительного искусства и зодчества, которые являются материальным свидетельством
конкретной исторической эпохи, ее идеологии, архитектурного строительства культуры и социально-экономических отношений в обществе. Архитектурные памятники могут быть как отдельно стоящие здания, так и групповые сооружения (ансамбли, комплексы, города).
Слайд 6
Введение
Как один из древнейших городов России,
Елец включен в список 115 городов Российской Федерации, имеющих
интересные памятники истории и архитектуры. Под охраной государства находится 20 памятников республиканского и местного назначения и еще 40 стоят на особом учете.
Слайд 7
ВВЕДЕНИЕ
Историческая часть Ельца -
это своеобразный заповедник.
Елецкая архитектура самобытна и
неповторима, так как все разнообразие архитектурных стилей живет здесь в согласии и соразмерности. Здесь присутствуют формы архитектуры от средневековой Руси до классических усадебных комплексов, здания в стиле модерн и советского конструктивизма 20-х гг. XX века. Мастера, строившие в разные годы и в разных архитектурных стилях не вступали в противоречия с уже существующей застройкой, но в последние годы эта соразмерность была нарушена строительством многоэтажных зданий.
Слайд 8
ИСТОРИЯ Г. ЕЛЬЦА
В первой четверти XVII
века на юге России было проведено административное деление, здесь
образовано семь уездов. Елец стал уездным городом. После строительства Белгородской пограничной черты началось заселение елецких земель. Город перестал быть пограничной крепостью, его население стало быстро расти. Во второй половине XVII века завершается освоение и заселение края. Необжитые, истерзанные постоянными набегами татар земли превращаются в густонаселенный район.
Слайд 9
Быстрому развитию города способствовали не только
богатые черноземные земли, обилие лесов, но и выгодное географическое
положение на перепутье дорог. Елец постепенно становится центром торговли с Доном и Югом страны. Дорога из Москвы на Валуйки и Оскол, почтовый тракт из Тулы в Воронеж, большак из Орла через Ливны на Тамбов, дорожная связь через Лебедянь, Данков, Пронск с Рязанью содействовали росту Ельца как торгового города, перевалочного пункта.
Слайд 10
С середины XVII в. Елец развивается как
город ремесленников и торговцев. Особую славу ему принесло мастерство
елецких кружевниц. В XVIII веке в городе развиваются кожевенное и кузнечное производства.
Слайд 11
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Г. ЕЛЬЦА
Архитектура этого периода
в Ельце была поистине народной, основанной исключительно на строительных традициях. Безнадежны
поиски в архивах проектов, по которым в это время строили храмы: их созидал многовековой опыт безымянных русских мастеров, их сметка, опыт, жизненные и профессиональные наблюдения. Это и позволяло им, несмотря на строительство однотипных храмов, украшать их разными по рисунку деталями, что придавало каждому из них неповторимую индивидуальность.
Слайд 12
Казанская церковь в селе Талица
Истоки
каменного зодчества Ельца восходят к древнейшему памятнику на территории
елецких земель - Казанская церковь в с. Талица. Хотя памятник и находится в непосредственном отдалении от Ельца, есть между ним и памятниками архитектуры города непосредственная связь. В каменной летописи города Казанская церковь в с. Талица занимает особое, почетное место одного из древнейших каменных сооружений, возведенных народными мастерами.
Слайд 13
История храма
Село Талица -
бывший Талицкий острожек - основан в 15 верстах восточнее
Ельца в первой половине XVII века. Это была одна из елецких сторож, охранявших юго-восточные рубежи Руси. До середины XVIII столетия на месте каменного храма находилась деревянная «церковь Казанская Пресвятые Богородицы». Храм выстроен каменным и освящен, согласно надписи на подпрестольном камне, в 1768 году.
Слайд 14
Возникновению этого памятника предшествовали события
начала XVII века, когда в исторической округе города Ельца,
восстановленного в 1591-1593 гг., возникали новые поселения - городки и сторожи, выполнявшие караульную и сторожевую службу на южных рубежах крепнущего Русского государства. В это время возникают город Лебедянь, известный с 1613 года, и Талицкий острожек, известный с 30-х годов XVII века. Около острога позднее выросло селение, которое считалось городом и называлось Талецк.
Храм размещается в центре бывшего острога на высоком левом берегу реки Быстрая Сосна.
Слайд 15
Казанская церковь в селе Талица
Исследователи архитектуры Гунькин Г.И.
и Рудаков Л.Е., предполагая, что церковь, построенная в первой
половине XVII века, ссылаются на подаренное в 1637 году «новой талицкой церкви Пречистые Богородицы Казанские» Евангелие, хранившееся в ней в XIX веке. Высказываются и предположения о том, что белокаменная церковь существовала до 1637 года, но к этому году была разрушена и восстановлена в новом материале – кирпиче .
Слайд 16
Казанская церковь в селе Талица
Церковь в Талицах -
одна из самых интересных архитектурных загадок Липецкого края. Архаичные
формы памятника и использование каменных блоков в основании и кладке стен вводили в заблуждение многих исследователей архитектуры, относивших время закладки храма к началу XVII века и даже к домонгольскому периоду.
Слайд 17
Казанская церковь в селе Талица
Слайд 18
Архитектура храма
Церковь небольшая по размеру
в плане 27,5х10,0 м и высотой 23,5 м имеет
трехчастный план, при котором собственно план с апсидой, трапезная и колокольня размещены по одной оси, что является традиционной для культовых построек начала XVIII века и более поздних периодов приемом. Основную загадку составляет шатровое завершение храмовой части.
Слайд 19
Наибольший интерес представляет объем храма. Объемная композиция его
характерна для храмов XVII века. Складывается она из кубического
четверика, нижняя часть которого - из грубо околотого известняка и верхняя часть из кирпича. На мощные полутораметровой толщины стены четверика опирается восьмерик из того же кирпича, и завершает всю композицию пятиметровый шатер с небольшой главкой. С востока к храмовой части примыкает обширный полукруг алтаря, сложенный из камня с кирпичными наличниками.
Слайд 20
Казанская церковь в селе Талица
Слайд 21
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Введенская церковь
в Ельце не только самая древняя из сохранившихся каменных
построек, но и самая благодатная по духовному воздействию, а потому и самая притягательная.
Слайд 22
История храма
Впервые деревянная церковь
Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной
книге 1615-1616 гг.» Размеры храма были невелеки - 8 сажень длины и 3 ширины (16,5х6м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нем находилось и кладбище.
Слайд 23
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слайд 24
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слайд 25
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слайд 26
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слайд 27
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы
Первая деревянная Покровская церковь построена
в Ельце в конце XVI – начала XVIIвв.
Приход
Покровского храма состоял в основном из казаков Александровской и Кузнецкой слобод.
В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной. О чем и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружении одной из первых в Ельце каменных церквей.
Слайд 28
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы
Слайд 29
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы
Слайд 30
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы
Слайд 31
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы
Слайд 33
Церковь Михаила Архангела
Архангельская деревянная церковь в Ельце была
построена на рубеже XVI-XVIIвв. Находилась она на Красной площади.
Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVIIв.
Храм, находившийся в стенах крепости, упоминается в документах 1628 г., а в писцовых документах 1646г. указан его размер – 8 x 5 саж.
Слайд 41
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская церковь
в Черной слободе - один из самых любимых ельчанами
храмов города.
Слайд 42
История деревянного храма
Первая деревянная
Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского
в 1680-х гг., и ее описание встречается в писцовых и межевых книгах 1691-1693 гг. стольника Тихона Камынина: «… А мерою церкви в длину с алтарем, и с трапезою, и с папертью10 сажен, поперег, и с пределом 7 сажен бес трети. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне двадцать сажен, по западной стороне 17 сажен, а длин по южной 17, по северной 27, а от церкви мерою до городбы от олторя на восток 4 сажени, на юг одна сажень, на север 15, на запад 5 бес трети…».
Слайд 43
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Слайд 44
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Слайд 45
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Слайд 46
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Слайд 47
Святыни храма
Владимирская икона Божией Матери
(8х10 верш.), украшенная тяжеловесной сребропозлащенною ризой и убрусом, шитая
крупным жемчугом и усыпанная бриллиантами. Риза устроена ельчанами Калабиными после смерти их матери Александры Алексеевны, завещавшей употребить свий жемчуг и алмазный фермуар на украшение иконы. Икона вложена в другую икону, представляющую содержание акафиста Божией Матери. Данная икона обложена серебряною гравированною ризою работы известного московского художника Сазикова. Риза на иконе стоила более 3 тыс. серебром (по деньгам того времени).
Слайд 48
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 49
Икона Богоматери «Утоли моя печали» (1
арш. 6 верш. х 1 арш. 4 верш.), древнего
письма, в киоте в левом приделе Михаила Малеина главного храма, близ северных дверей. Украшена сребропозлащенною художественною ризою. Почитание иконы возросло во время Русско-Японской войны.
Слайд 50
Икона Богоматери «Утоли моя печали»
Слайд 51
Икона Божией Матери Елецкой, св. Николая Чудотворца
и св. преподобного Сергия Радонежского.
Слайд 54
Знаменский монастырь
История женского монастыря на Каменной горе
в городе Ельце уходит своими корнями в начало XVII
столетия. Тогда, в 1628-1629гг., по благословению игумена Елецкого Троицкого монастыря Моисея монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшем обрывистый каменный мыс, образованный р. Ельчиком и оврагом Кременной Верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския» и несколько келий, где жили по 2-3 старца Троицкого монастыря, жаждавших уединения.
Слайд 61
Заключение
В Ельце имеется большое количество памятников архитектуры, и
их выявление продолжается непрерывно .
Каждое здание в этом чудесном
городе наполнено историей, является неповторимым и имеющим свою душу.
Уже ни одно десятилетие Елец имеет известность красивого города. Особенно выразительна панорама со стороны реки Сосна, в водах которой отражается город. Совершенно разные, непохожие друг на друга церкви и колокольни, с расстояния образуют единую цельную композицию, создают неизгладимое впечатление чего-то светлого и умиротворенного.
Разумеется, Елец и дальше будет строиться и развиваться. Новое неизбежно и закономерно вытесняет старое. На местах обветшавших старых домишек, которые особенно привлекают художников, вырастают современные благоустроенные дома, и город меняет свое лицо. Но, при этом, в центральной части Ельца сохраняется особый облик и архитектурная среда прошлого, что придает городу особую эмоциональную окраску.
Слайд 62
Выводы:
Елец – город древней православной культуры.
Многие жители города
и многочисленные гости и паломники посещают православные святыни, молятся
о благополучии родного города и России.