феноменальная
невероятная
музыкальный память обучаемость
слух («схватывание на
пластичный и прекрасно лету»)
скоординированный двигательный
«аппарат» титаническая
работоспособность
Музыкальная одарённость
качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.
Показатели музыкальной одарённости:
Слайд 3
Музыкальная одарённость
есть
то сущее,
что не делится на разум
без остатка.
Людей способных – много,
а одарённых – единицы.
И. В. Гёте
Слайд 4
Черты музыкально одарённого ребёнка:
с самого раннего возраста
они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов,
незнакомых тембров;
в 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат;
способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях.
рано и свободно читают ноты с листа;
узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают;
Слайд 5
Черты музыкально одарённого ребёнка:
дети рано выделяются очень
быстрым и прочным запоминанием музыки;
к 4 годам играют по
слуху, сразу двумя руками;
с 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать;
легко овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно;
в возрасте около 5 лет характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое;
Слайд 6
Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые
принято считать типично «девичьими»:
тонкой чувствительностью
мечтательностью
рефлексивностью
наивностью
сильной эмоциональной зависимостью от
матери (от отца, от педагога)
Слайд 7
Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»:
склонность к самоутверждению
упрямство
независимость
честолюбие
Слайд 8
Биографические данные позволяют предположить наличие определенной связи между
мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности ребенка.
Слайд 9
Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях
иногда могут быть достаточно равнодушны к музыке и музыкальным
занятиям.
Интерес к ним появляется позже
(в подростковом возрасте или даже к его концу).
Слайд 10
Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной
«звуковой одержимостью» -
ребенка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые
образы, которыми он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне.
эмоциональная
ладовое чувство чувство ритма отзывчивость
на музыку
музыкально-слуховое музыкальный слух
представление
Музыкальность -
своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
В структуру музыкальности включаются
Слайд 12
Оригинальная концепция музыкальности предложена в книге Б.
М. Теплова «Психология музыкальных способностей».
Основной признак музыкальности – переживание
музыки как выражения некоторого содержания. Музыкальное переживание – это, в первую, и главную, очередь эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности.
Но при этом нельзя не учитывать и умения воспринимать звуковую ткань произведения, т. е. речь идет об умении не только слушать, но и слышать музыкальное произведение (Б. М. Асафьев).
Продолжение следует…
Слайд 14
Моцарт по праву считается гением. В 4 года
он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в
6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал инструментах, состязаясь с известными музыкантами. В 14 лет стал признанным композитором. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души»; в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Одно из самых узнаваемых произведений – «Турецкий марш».
МОЦАРТ
Вольфганг
Амадей
(1756-1791)
Слайд 15
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во
Франфкурте-на-Майне; после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
-
Ты так замечательно играешь! - сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться...
- Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
- Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
- Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Моцарта был
юный Гёте.
Слайд 16
БЕТХОВЕН
Людвиг
Ван
(1770-1827)
Великие перевороты, революции и военные противостояния, произошедшие в
Европе, нашли свое отражение в творчестве композитора. Он воплотил
в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена можно услышать борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту. Но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов.
Слайд 17
Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых
широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а
музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ – «Лунная соната».
Слайд 18
СТРАДИВАРИ
Антонио
(1644-1737)
Изучал живопись и рисунки великих мастеров, занимался резьбой
по дереву, пробовал стать скульптором и музыкантом. Однажды, недовольный
игрой своей скрипки он разобрал ее, изучил и выбросил. На хорошую скрипку у него не было денег. В 18 лет поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати. К сорока годам он был богат и знаменит. Но, даже добившись успеха, признания и став мастером своего дела, опасался своего конкурента Джузеппе Гварнери.
Слайд 19
До сих пор ученые пытаются разгадать тайну скрипок
Страдивари, так как Антонио, унес свои секреты с собой
в могилу, посчитав, что никто ни из его сыновей, ни из его учеников не был достойным обладать этими сокровищами.
Слайд 20
ЧАЙКОВСКИЙ
ПЁТР
ИЛЬИЧ
(1840-1893)
Одна из самых ярких фигур мировой классической
музыки - композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство
до небывалых высот.
Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академия Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.
Слайд 21
РАХМАНИНОВ
Сергей
Васильевич
(1873-1943)
Покинул Россию в 1917 году и осел
в США. Практически 10 лет после отъезда из России
он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной Армии.
Слайд 22
У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой
из всех известных пианистов охват клавиш. При этом у
него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.
Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»
Слайд 23
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет
вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает
вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Слайд 24
Список использованных источников
1 Бочкарев, А.А. Психология музыкальной деятельности
/ А.А. Бочкарев. – М., 1998. – 228 с.
2 Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
3 Теплов, Б.М. Избранные труды : В 2-т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1985. – 328 с.
4 Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры / Т.В. Чередниченко. – Долгопрудный : «Аллегро-пресс», 1994. – 344 с.