Слайд 2
Содержание
Определение сказки.
Классификация сказок.
Волшебная сказка.
Сказки о животных.
Кумулятивные сказки.
Новеллистические сказки.
Небылицы.
Докучные
сказки.
Слайд 3
1.Сказка (нем. Märchen, англ. tale, франц. conte, итал.
fiaba, серб. и хорв. pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka,
польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка) — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, то есть представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. (Типология сказки .Наговицын А.Е., Пономарева В.И.)
Слайд 4
2.Сказка -"Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,
сказание" (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,
1994. Т.4.С.170).
3.Сказка -"Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение в вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625).
Слайд 5
4.Сказка -"Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества,
эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового
характера с установкой на вымысел" (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383).
5.Сказка -"Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел" (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).
Слайд 6
6.Сказка -"Произведение, в котором главной чертой является "установка
на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего
реальность условно-поэтического вымысла" (В.И. Аникин. 1973).
Слайд 7
8.Сказка -"Абстрагированная форма местного предания, представленная в более
сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются
местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).
Слайд 8
Классификации сказок
Так Э.В.Померанцева подразделяет сказки на сказки:
1) о животных,
2) волшебные,
3) авантюрно-новеллистические
4) бытовые,
В.Я.Пропп делит сказки на
1) волшебные,
2) кумулятивные,
3) о животных, растениях, неживой природе ,
4) бытовые или новеллистические,
5) небылицы,
6) докучные сказки.
Слайд 10
Структура волшебной сказки
Волшебная сказка имеет в
своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие
сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
Слайд 11
Развитие сюжета — это поиск потерянного или
недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что
главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Слайд 13
Сказка о животных
Сказка о животных
(животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного
фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Слайд 14
Сказка о животных
Возможная классификация сказки о животных.
Прежде всего,
сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация).
Дикие животные.
Лиса.
Другие дикие животные.
Дикие и домашние животные
Человек и дикие животные.
Домашние животные.
Птицы и рыбы.
Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Слайд 15
Следующая возможная классификация сказки о животных — это
структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В
сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
Кумулятивная сказка о животных.
Волшебная сказка о животных
Басня (аполог)
Сатирическая сказка
Слайд 16
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:
Комическая
(бытовая) сказка о животных
Волшебная сказка о животных
Кумулятивная сказка о
животных
Новеллистическая сказка о животных
Аполог (басня)
Анекдот.
Сатирическая сказка о животных
Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
Небылицы
Слайд 17
Третья возможная классификация сказки о животных является классификации
по признаку целевой аудитории.
Cказки о животных:
-Детские сказки.
-Сказки,
рассказанные для детей.
-Сказки, рассказанные детьми.
-Взрослые сказки.
Слайд 18
Тот или иной жанр сказки о животных имеет
свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в
основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям — это т. н. «Озорная» («заветная») сказка.
Слайд 20
Кумулятивные сказки.
Кумулятивные (“цепочные”) сказки традиционно считались настолько простыми
по структуре и “прозрачными” по смыслу, что чуть ли
не целиком “отдавались на откуп” дошкольникам.
Слайд 21
Кумулятивные сказки
Систематизируя сказанное разными исследователями о кумулятивной
сказке , необходимо выделить ее основной художественный прием, отличающий
ее от других сказочных жанров.
Он состоит “в каком-либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке”.
Слайд 22
Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: она состоит из
трех частей: экспозиции, кумуляции и финала.
В экспозиции, как
правило, повествуется о каком-либо незначительном событии: дед сажает репку, баба печет колобок, девушка идет на реку полоскать белье, разбивается яичко и т. п. Событие, о котором говорится в экспозиции, не может быть приравнено к сюжетной завязке, поскольку дальнейшие события из него не вытекают и если и связаны с ним, то лишь формально.
Слайд 23
Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста:
В основе кумуляции
(цепи) лежит принцип случайности и неожиданности; создание цепи может
быть мотивировано и внутренне необходимо, как в сказке “Репка”, где для достижения цели нужно создать цепочку разных персонажей и соединить их усилия, однако логическая необходимость имеет место далеко не всегда, да она и не требуется по закону жанра (напр., “Теремок”, “Разбитое яичко” и т. п.).
Разрастающаяся цепь неизбежно ведет к финалу – положительному (“Репка”), комическому (“Мена”, “Лисичка со скалочкой”, “Хорошо, да худо”) или катастрофическому (“Теремок”, “Колобок”, “Разбитое яичко”).
Слайд 24
Новеллистические сказки — это сказки, которые имеют одинаковую
с волшебными сказками композицию, но имеют качественное с волшебными
сказками различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистическую сказке действует трикстер — человек. Он из демократической среды, он борется за справедливость и власть держащими и добивается этого.
Слайд 25
Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они
небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы.
Называются также формульными сказками, когда вставляются в текст больших сказок. Их функция — увлечь предстоящей сказкой. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.
Слайд 26
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется
один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа
на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.
Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.