Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Содержание

Педагогическая анкетаОбразование высшее: Владимирский государственный педагогический институт им. П.И.Лебедева – Полянского, 1977 год Специальность: русский язык и литература Стаж работы: 38 лет
Муниципальное образовательное учреждение Глебовская средняя общеобразовательная школаИз опыта работы учителя русского языка Педагогическая анкетаОбразование высшее: Владимирский государственный педагогический институт им. П.И.Лебедева – Полянского, 1977 Моё педагогическое кредо Моё  педагогическое  кредо легко укладывается в три Надо любить детей и весь окружающий мир  Надо непрерывно учиться  Нельзя быть равнодушным Отсюда вытекают принципы моей работы  1) Принцип сотрудничества  2) Принцип Никакого насилия по отношению к кому-либо – каждый  имеет Почти по Л.Н.Толстому  Необходимо «рваться, путаться, биться, и вечно бороться и Методическая тема, над которой работала последние 5 лет Причины обращения к данной проблеме  Необходимость развивать  языковой эстетический Необходимость целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся (устную и Необходимость –   довести до сознания детей,    почему Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстом    Каждый Это может быть составление  собственного речевого высказывания по аналогии Любая работа с текстом или маленьким фрагментом его начинаются с Следующий этап – осмысление лингвистических средств создания образности художественного Следующий этап – выразительное чтение  Выразительное чтение помогает проверить, насколько Примерный план лингвостилистического анализа текста   – выяснение фонетико-интонационных особенностей Вот какую работу можно провести по тексту из «Затесей» 1. Прочитайте текст. Сколько в нем микротем? 2. Определите тему, выделите основную Вид творческой работы по тексту Сравнение «горохом», глагольная приставка о- (осыпаются), показывающие как неожиданно, разом, Текст проанализирован, выразительно прочитан. Следующим этапом может Много текстов для подобного анализа можно Проводя лингвостилистический анализ, необходимо помнить, что смысл В заключение хочется особо сказать о работе
Слайды презентации

Слайд 2 Педагогическая анкета
Образование высшее: Владимирский государственный педагогический институт им. П.И.Лебедева –

Педагогическая анкетаОбразование высшее: Владимирский государственный педагогический институт им. П.И.Лебедева – Полянского,

Полянского, 1977 год Специальность: русский язык и литература Стаж работы:

38 лет

Слайд 3 Моё педагогическое кредо
Моё педагогическое кредо

Моё педагогическое кредо Моё педагогическое кредо легко укладывается в три «Н»,

легко укладывается в три «Н», которые так тесно связаны

и переплетены, что порой невоз можно определить, где кончае тся одно и начинается другое:

Слайд 4 Надо любить детей и весь окружающий мир Надо непрерывно

Надо любить детей и весь окружающий мир Надо непрерывно учиться Нельзя быть равнодушным

учиться Нельзя быть равнодушным


Слайд 5 Отсюда вытекают принципы моей работы
1) Принцип

Отсюда вытекают принципы моей работы 1) Принцип сотрудничества 2) Принцип сотворчества

сотрудничества 2) Принцип сотворчества 3) Принцип личного примера 4) Принцип самоанализа


Слайд 6
Никакого насилия по отношению к кому-либо

Никакого насилия по отношению к кому-либо – каждый имеет право

– каждый имеет право выбора: дать как можно

больше – и взять сколько может; Тактичность и доброжелательность; Учить может только тот, кто сам постоянно учится, саморазвивается, самосовершенствуется; Разумный подход к учебному материалу, методам и средствам обучения и воспитания.

Слайд 7 Почти по Л.Н.Толстому
Необходимо «рваться, путаться, биться,

Почти по Л.Н.Толстому Необходимо «рваться, путаться, биться, и вечно бороться и

и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная

подлость».

Слайд 8 Методическая тема, над которой работала последние 5 лет

Методическая тема, над которой работала последние 5 лет   «Многоаспектный

«Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного

текста на уроках русского языка»

Слайд 9 Причины обращения к данной проблеме
Необходимость развивать

Причины обращения к данной проблеме Необходимость развивать языковой эстетический  вкус

языковой эстетический вкус обучающихся , способность

осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формиро вать у обучающихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.

Слайд 10 Необходимость целенаправленно развивать диалогическую и монологическую

Необходимость целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся (устную и

речь обучающихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать

на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы.

Слайд 11 Необходимость –
довести до сознания детей,

Необходимость –  довести до сознания детей,  почему мы так

почему мы так говорим, постичь

самую суть языка, «уловить чудные законы его»

Слайд 12 Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстом

Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстом  Каждый текст,

Каждый текст, используемый для анализа, проходит через четыре

основных этапа в работе: 1) восприятие текста; 2) лингвостилистический его анализ ; 3) выразительное чтение; 4) заучивание наизусть и письмо по памяти. Пятый этап, заключающийся в проведении какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца, дифференцированный:

Слайд 13 Это может быть составление собственного

Это может быть составление собственного речевого высказывания по аналогии с

речевого высказывания по аналогии с данным текстом при сохранении

структуры описания, использованных писателем языковых средств выразительности и т.п. (См. приложение №2) В слабом классе можно ограничиться изложением по тексту или записью выводов, сделанных при анализе текста в классе.

Слайд 14 Любая работа с текстом или маленьким

Любая работа с текстом или маленьким фрагментом его начинаются с

фрагментом его начинаются с того, что художественное высказывание

воспри нимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребёнка в систему художественных образов этого текста. Лучше всего, если текст выразительно читает сам учитель, безукоризненно владеющий интонацией.

Слайд 15 Следующий этап – осмысление лингвистических средств

Следующий этап – осмысление лингвистических средств создания образности художественного

создания образности художественного текста. Это требование к работе с

художественным текстом отражает основную цель проведения такой работы в школе: обучающиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивительное богатство языка открывается детям в процессе такой работы.

Слайд 16 Следующий этап – выразительное чтение
Выразительное чтение

Следующий этап – выразительное чтение Выразительное чтение помогает проверить, насколько поняли

помогает проверить, насколько поняли обучающиеся анализируемое

произведение или отрывок из него.

Слайд 17 Примерный план лингвостилистического анализа текста

Примерный план лингвостилистического анализа текста  – выяснение фонетико-интонационных особенностей

выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, приёмов звуковой

его инструментовки; – анализ экспрессивных средств словообразования; – лексические образные средства; – грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста; – особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.

Слайд 18 Вот какую работу можно провести

Вот какую работу можно провести по тексту из «Затесей»

по тексту из «Затесей» Астафьева:

Паутинка. Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природной отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна. Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук. (94 слова)

Слайд 19 1. Прочитайте текст. Сколько в нем микротем? 2. Определите

1. Прочитайте текст. Сколько в нем микротем? 2. Определите тему, выделите

тему, выделите основную мысль текста. Выпишите ключевые

слова (словосочетания), которые отражают тему текста. 3. Объясните смысл названия. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста? 4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетания)? 5. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите. 6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 7. Охарактеризуйте синтаксис текста. 8. Какие виды орфограмм и пунктограмм встречаются в тексте? 9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Слайд 20 Вид творческой работы по тексту

Вид творческой работы по тексту    Текст называется просто

Текст называется просто и незатейливо

«Паутинка», но глубоко символично. Паутинка – это что-то тонкое, хрупкое, непрочное. Заденешь ненароком – и чей-то мир разрушится, перестанет существовать. В данном случае паучий. В последнем предложении с паучьим миром сопоставляется человечий мир. Он такой же хрупкий и непрочный, несмотря на хитросплетения железной паутины. Лопнет какая-нибудь струна, не станет гармонии, не станет, в конце концов, самой жизни. Как же осторожно нужно относиться к жизни, к самой природе, чтобы не нарушить ее гармонии? Девять предложений, три из которых сложные (сложносочиненное с тире перед союзом и, бессоюзное и сложноподчиненное).Три односоставных (одно назывное, являющееся экспозиций этого повество вания с элементами описания и рассуждения), а два обобщенно-личных. Обособленные и однородные члены, синтаксический параллелизм (обратный порядок слов). Вот и весь синтаксис. Но какое тревожное настроение создают короткие, рубленые предложения, усиливая сожаление, возникшее уже в первом абзаце (нарушился порядок, не стало гармонии, рухнул мир, выпало звено, лопнула струна).

Слайд 21 Сравнение «горохом», глагольная приставка о- (осыпаются),

Сравнение «горохом», глагольная приставка о- (осыпаются), показывающие как неожиданно, разом,

показывающие как неожиданно, разом, обвалом со все сторон «рухнул»,

разрушился, исчез «по-хозяйски» созданный дом, наречие «беспомощно» в сочетании с «закорючинками лапок» вызывают это сожаление. А ведь жили, кого-то сторожили, т.е. подстерегали добычу, и вот теперь беспомощно шевелят лапками. Я смотрю и вижу… Вижу такую же паутину, только созданную руками человека, и быстро-быстро перебирающего железными лапами паука-машину, поезд…

Слайд 22 Текст проанализирован, выразительно

Текст проанализирован, выразительно прочитан. Следующим этапом может стать

прочитан. Следующим этапом может стать творческая работа: в слабом

классе изложение этого текста, в сильном классе можно предложить написать сочинение – анализ данного текста или самостоятельную миниатюру – подражание писателю.

Слайд 23 Много текстов

Много текстов для подобного анализа можно найти и

для подобного анализа можно найти и в самих учебниках.

Главное не пренебрегать этими упражнениями в погоне за отработкой орфографических, пунктуационных и грамматических правил. Еще большую возможность для анализа художественного текста предоставляют интегрированные уроки русского языка и литературы на примере изучаемых на уроках литературы произведений.

Слайд 24 Проводя лингвостилистический анализ,

Проводя лингвостилистический анализ, необходимо помнить, что смысл любого

необходимо помнить, что смысл любого слова, любого словесного образа

может быть прояснён только тогда, когда оно, это слово (или словесный образ), не утрачивает своих связей со всем текстом, является составной частью всего художественного произведения в целом.

  • Имя файла: iz-opyta-raboty-uchitelya-russkogo-yazyka-i-literatury.pptx
  • Количество просмотров: 120
  • Количество скачиваний: 0