Слайд 2
Актуальность
Федеральный закон
« Об образовании в РФ»
( формирование общей
культуры)
ФГОС ДО:
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:
Формирование элементарных представлений о видах искусств, о музыке, и реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста;
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)
Слайд 3
Жанры изобразительного искусства:
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Мифологический
Виды изобразительного искусства:
Живопись
Графика
Скульптура
Архитектура
Декоративно – прикладное искусство
Жанры
музыкального искусства:
Песня
Танец
Марш
Виды музыкальной деятельности:
Слушание ( восприятие)
Пение
Музыкально – ритмическая деятельность
Игра
на детских музыкальных инструментах
Игра - драматизация
Слайд 4
раздел « Музыка»
Тема:
Раздел: « Музыка»
Тема:
« Современные подходы к
организации слушания музыки»
Задачи в области музыкального восприятия – слушания
– интерпретации:
обогащение слухового опыта детей при их знакомстве с основными жанрами , стилями, и направлениями в музыке;
накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
обучение детей элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Слайд 5
Роль слушания музыки в целостном развитии дошкольника .
Аспекты
развития:
- эмоциональной сферы;
- социализации;
- мышление, память, Внимание, воображение, интерес
к окружающему миру;
собственно восприятие ;
- исполнительские умения и творчество в художественных видах детской
деятельности : речевой, игровой, изобразительной.
Основные требования в отборе музыки являются художественность и доступность.
Художественность ( образцы как музыкальной классики, так и современность
( гармония образа, средств выразительности, многомерность, яркость )
Слайд 6
Принципы учёта отбора репертуара:
Принцип учёта музыкальных интересов детей.
(дифференцированный
подход – предложение разным детям разной музыки)
Принцип учёта деятельностной
природы ребёнка.
(музыка позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре, природную активность ребёнка в движениях)
Принцип учёта эмоционального опыта ребёнка.
(музыка может стать источником личностного обогащения)
Принцип учёта индивидуальных особенностей восприятия музыки.
(воображаемый зрительный ряд, история создания произведения и биография композитора, выражение в слове)
Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки.
(палитра музыкальных произведений безгранична)
Репертуар для обогащения эмоционального опыта ребёнка.
( познаёт мир человеческих отношений и способы выражения эмоций)
Репертуар для решения задач психического развития ребёнка.
( яркие музыкально – художественные образы стимулируют фантазию, рождают необычные интерпретации, ассоциации)
Репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора.(классические и современные; программные и непрограммные; разнообразные по стилям и жанрам )
Слайд 7
Принципы организации слушания музыки
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества.
(
взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, сотрудничество с семьёй ребёнка
и специалистами детского сада)
Принцип целенаправленности.
( задачи разнообразны при слушания музыки с учётом целевой ориентации в отборе музыкального произведения)
Принцип учёта и развития субъективных качеств и свойств ребёнка.
(учёт интересов воспитанника и направленность его на конкретный вид музыкальной деятельности )
Принцип субъект – субъектного взаимодействия.
(обмен взаимными оценками и суждениями между взрослыми и детьми по музыкальному произведению, ребёнок вносит предложения по репертуару)
Принцип систематичности и последовательности в организации слушания музыки.
( постепенное усложнение музыкального содержания и приёмов работы с детьми)
Принцип продуктивности в восприятии музыкальных произведений.
(процесс слушания музыки имеет и творческий продукт – рисунок, танец, игра, слово и даже импровизация на детских муз. инструментах)
Принцип синкретичности.
(объединение разнообразных методов активации восприятия музыки, синтез различных способов художественно – творческой деятельности дошкольников в результате слушания музыки)
Слайд 8
Этапы слушания музыки и практические рекомендации
Слайд 9
Этапы слушания музыки и практические рекомендации
Слайд 10
Данный алгоритм может дополняться подэтапами , новыми
этапами, не нарушающими общий ход музыкального
восприятия .
Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими
приёмами, отличаться разнообразием этих приёмов опять же с учётам
музыкального опыта ребёнка и его индивидуальных особенностей.
Слайд 11
Методы переинтонирования в
организации слушания музыки
Это методы и
приёмы художественно – изобразительной , литературной и пластической интерпретации
музыкального образа.
К методам и приёмам художественно – изобразительной интерпретации отнесены:
рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое моделирование в развитии музыки,
метод создания художественно – смыслового символа музыки,
метод создания художественно – музыкальной коллекции.
Слайд 12
Метод рисования
Реализация данного метода связана с
« перенесением»
конкретных зрительных образов,
вызванных музыкой, на бумагу.
Слайд 15
Метод абстрактного рисования. Отражает общие эмоциональные
представления
в процессе слушания, при помощи определённого сочетания цветов, соответствующих
интонационному строю, фактуре, тембрам произведения, и линий звуковедения и общий характер.
Слайд 16
Метод составления цветовой гаммы. В основе этого метода
психологическое явление (синестезия) .Звучание музыки способно
вызывать у человека
ассоциации с цветом, так как и музыка и цвет выражают определённые чувства и эмоции. Метод может осуществляться как посредством рисования , так и при помощи выбора из имеющихся карточек.
Слайд 17
Метод цветового моделирования развития музыки.
Направлен на изображение музыкального
образа в развитии,
отражающая изменения интонаций, фактуры, звуковедения, динамики,
темпа, кульминаций ,смену частей.
Слайд 19
Методы пластической интерпретации музыкального образа
В педагогике искусства
существует ряд методов пластического интонирования : метод импровизации,
метод свободного дирижирования (Д,Б,Кабалевский), методы идентификации с образом и одушевления (Л,П, Маслова)
Слайд 20
МЕТОД ПЛАСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ МУЗ. ОБРАЗА
Слайд 21
Метод пластической интеграции музыкального образа
Слайд 22
Метод создания художественно – музыкальной коллекции.
данный метод
использует готовые произведения профессиональных
художников, близкие по музыкальным темам.