Слайд 2
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться
как уникальная,
неповторимая индивидуальность”.
(И. С. Якиманская)
Слайд 3
Цель личностно – ориентированного образования
заложить в ребенке
механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.
Слайд 4
Общие характеристики личностно – ориентированного образования
Свобода и свободный
выбор себя
Самостоятельность
Личная ответственность
Саморазвитие
Самореализация
Самоопределение
Творчество
Слайд 5
Основное условие личностно – ориентированного образования
необходимость изменения отношения
к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е.
ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу,
обладающий собственными интересами и учебными возможностями
Слайд 6
Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно –
ориентированных ситуаций
Метод чтения вслух
Метод экспрессии в творческой ситуации
Метод развития
творческого самочувствия
Метод творческого самовыражения
Метод дискуссии
Игровые методы
Метод интроспективного анализа
Слайд 7
«Метод чтения вслух»
Метод предполагает работу с текстами в непосредственном и в
метаморфическом смыслах.
Слайд 8
Метод экспрессии в творческой ситуации
Этот метод позволяет осуществлять
в какой-то мере целостный подход к человеку как единству,
в котором все функции взаимосвязаны. Приёмы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатлённую в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.
Слайд 9
«Метод развития творческого самочувствия».
Включает в себя игры и
задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения,
чувства партнёра, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, производящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.
Слайд 10
«Метод творческого самовыражения».
Смысл этого метода заключается в том,
чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством,
дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности – ценнейшее умение, необходимое в личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности.
Слайд 11
«Метод дискуссии».
Этот метод является гибким инструментом в развитии
подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности, а
также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
Слайд 12
Игровые методы.
Игра — единственная центральная деятельность ребенка, имеющая
место во все времена и у всех народов. Это
способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.
Слайд 13
Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации,
отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре
участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.
В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного обучения (А. А. Вербицкий).
Слайд 14
Различают два вида игр:
-Операциональные (например, деловая игра);
-Ролевые (с
элементами драматизации, имитации действительности
Операциональные игры входят в группу инструментального
обучения. Они имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения, позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включён. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации.
Ролевые игры позволяют учащимся:
-уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью;
-развивать эмпатию;
-осваивать новые модели поведения и формы общения;
-находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в отличие группового обсуждения, где проблемы решаются как бы со стороны).
Слайд 15
«Метод интроспективного анализа».
В интроспективном анализе исследованию подвергается практически
весь спектр жизненных проявлений внутреннего «Я»: собственная деятельность, поступки,
поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания. Для понимания подростком себя и своей способности изменяться, очень важно осознавать, как он ведёт себя от мгновения к мгновению, важен акцент на постоянно возрастающем осознании собственного поведения.