Слайд 2
План лекции
2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
2.2.
Понятие научных парадигм
2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики
2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики
2.5.
Антропоцентрическая парадигма педагогики
Слайд 3
Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
«Цивилизация» (от латинского
civilis)– «гражданский, общественный, государственный» В наше время фиксирует типы
общества, их своеобразие и уникальность на больших отрезках времени.
В настоящее время наблюдается отход от «евроцентризма», как наиболее успешной цивилизационной модели и растет интерес к восточной и евразийский цивилизациям.
Слайд 4
Способы существования цивилизации
Для существования и развития цивилизации особое
значение имеют способы транслирования культуры:
традиции, обычаи, верования, нормы поведения;
формы
и способы общения, ритуалы;
взаимодействие поколений в семье, трудовых сообществах, в досуговой деятельности;
информационные технологии.
Слайд 5
Процесс передачи знаний
«Состояние и уровень развития цивилизации…определяется уровнем
и объемом доступных данному социуму знаний»
Д.С.Робертсон
Устная форма
Письменность
Книгопечатание Компьютерные технологии
Слайд 6
Модель идеального человека в различных цивилизациях
Слайд 7
Понятие научных парадигм
«Под парадигмой я понимаю признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного времени дают… модель
постановки проблем и их решений»
Томас Кун
Парадигма – господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает достаточно ясное видение мира.
Парадигмы: общенаучные и специализированные.
Слайд 8
Три парадигмы педагогической науки
Ценности первого порядка, вокруг которых
выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я».
Три главные
парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.
Научная парадигма в педагогике призвана объяснить педагогическому сообществу и родителям основные принципы построения образования в конкретный период времени.
Слайд 9
Содержание научной парадигмы в педагогике
1. Типологическая характеристика ребенка;
2.
Представление о природе взросления, становления личности и индивидуальности, о
сущности педагогического процесса воспитания и обучения;
3. Характеристика целей, содержания и организационно-технологических моделей образования;
4. Взаимодействие субъекта и объекта образовательного процесса;
5. Доминирующая модель школы.
Слайд 10
Теоцентрическая парадигма педагогики
Первая модель образования: Древняя Греция
Научное знание
формируется вокруг высшего духовного начала (олимпийские боги, Судьба, Космос,
промысел божий).
Истоки: Сократ, Платон, Аристотель.
Образование – воспитательное окружение, специальные занятия (приучение), правильно организованное обучение. Результат – присвоение жизненных ценностей и формирование добродетелей.
Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого.
Слайд 11
Образование средневековья
1. Образование носило религиозный характер и главными
образованными людьми были священника;
2. Использование индивидуально-групповая форма обучения (20
30 человек)
3. Содержание: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
4. Фома Аквинский (1226 – 1274)
5. Отношение к детству как в Новом завете: ребенок – образец высочайшего совершенства.
6. Образование для земной жизни с прицелом на вечную.
Слайд 12
Основные черты теоцентрической парадигмы
1. Образование понимается как помощь
ребенку в раскрытии образа Божия в себе.
2. Каждый человек
должен выполнять то, к чему он предназначен Богом, т.е. не стремиться выходить за пределы своего сословия.
3. Не существовало понимания значения своего обучения. Средневековый человек учился, когда хотел и сколько мог, без всякой утилитарной цели. Образованный человек умел читать и писать по латыни, толковать текст Священного писания, а в нем были ответы на все вопросы.
4. Не утратила значения и в настоящее время: обучение в религиозных центрах.
Слайд 13
Рациоцентрическая парадигма педагогики
Новое время и эпоха просвещения (XVII
– XIX века).
На первое место выходит человек – его
разум. Вера в прогресс – источник развития наук, светского образования движения за просвещение народа. Рационализм – великое завоевание Европейской цивилизации.
Образование направлено на обучение логике последовательных операций как в научном мышлении, так и любой другой отрасли.
Образец человека Нового времени: разумный, осознанно контролирующий все систему своих отношений с миром, деловитый, практичный, принимающий образование как культурную норму.
Слайд 14
Главные ценности рациоцентрической парадигмы
Рационализм. Научное познание ориентировано на
истину, которая не зависит от человека.
Основные представители научного сообщества:
Я.А.
Коменский (ступень ощущений – ступень пояснений – ступень упражнений);
И.Ф.Гербарт («ясность», «ассоциация», «система», «метод»);
К.Д.Ушинский («живое восприятие учебного материала», « сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», «обобщение и приведение знаний в систему», «закрепление полученных знаний»).
Слайд 15
3. Отраслевой характер образования ( делится по отраслям
знаний и разделению труда в промышленности и сельском хозяйстве).
4.
Точки зрения на проблему содержания образования:
Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский.
Теория «формального образования» – школа должна развивать познавательные силы и способности ученика. И.Г.Песталоцци.
5. Классическая и реальные школы.
«Школа учебы»: преподается только «книжное» знание, многопредметность, единый учебный план, одинаковые задания, подавление индивидуальности.
Слайд 16
«Школа труда»: отказ от многопредметности, практическая деятельность в
лабораториях, познание идет от практики к понятию, учитель показывает
образец практической деятельности, существует возможность отойти от учебного плана.
6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций.
7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя.
8. Классно-урочная система (Я.А.Коменский) очень продуктивная технологически и поэтому пока не имеет достойно замены.
Слайд 17
8. Образ ребенка. Ребенок является объектом воспитания и
обучения. Отношение к ребенку: «чистая доска», «пустой сосуд». Образование
– подготовка к будущей жизни, ради него можно терпеть лишения. Рождение дидактики – науки о методах обучения.
9. Авторитарность.
Ребенок учитель администрация.
Слайд 18
Антропоцентрическая парадигма педагогики
Возникает на уровне идеи в эпоху
Возрождения и дальше в эпоху просвещения, Руссо (1740 –
1778) и в наше время.
Новые педагогические ценности:
Изначальное совершенство ребенка;
Природособразность, естественность воспитания;
Свобода в воспитании;
Общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
Гуманизм
Слайд 19
Основные носители:
В.Н.Розанов (принципы индивидуальности, принцип целостности, принцип единства
типа);
Джон Дьюи (личность ребенка и его социальный опыт. Метод
проектов);
М. Монтессори (Учитель наблюдает и помогает ребенку раскрыть самого себя);
С. Френе (учитель расчищает для ребенка дороги, помогая выбрать свою);
Я.Корчак, А.О`Нил Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель и мн.др.
Слайд 20
Причины перехода к антропоцентрической парадигме образования:
Смена типа культуры
Переход
к постиндустриальному устройству социциально-экономической жизни общества
Информационная революция
Преодоление тоталитаризма