Слайд 2
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х
годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном
Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Мастерская, или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.
Слайд 3
Принципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенство всех
участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет
«начальников» и «подчиненных».
2. Право каждого на ошибку. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.
3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает ощущение внутренней свободы.
Слайд 4
5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил
реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской
(обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
6. Диалог – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам.
7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.
Слайд 5
Основные этапы мастерской.
Индукция (поведение) – это этап, который
направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к
творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Слайд 6
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися
средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами.
Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Слайд 7
Реконтрукция-воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это
создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта,
решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Слайд 8
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей
деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление
всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Слайд 9
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности
мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект
и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Слайд 10
Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение
предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого
знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником.
Слайд 11
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной
деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение
чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Слайд 12
Технология мастерских имеет ряд положительных черт с точки
зрения психологии, дидактики, коллектива, нравственного развития учащихся, направлена на
личностное ориентирование.
Слайд 13
1. Коллективная творческая деятельность.
Благодаря случайному выбору при формировании
групп, происходит более тесное взаимодействие между членами коллектива. Учащиеся,
которые ранее не были склонны к общению друг с другом, имеют возможность в процессе совместной деятельности устанавливать контакты, наладить общение.
На уроке у каждого учащегося появляется возможность показать свои знания и навыки товарищам, тем самым повлиять на мнение коллектива о себе не только как об однокласснике, но и как о личности.
На этапах реконструкции и социализации происходит усвоение учащимися навыков адекватной самооценки и взаимооценивания, развитие навыков общения в малом коллективе (микрогруппе), навыков общения с членами других малых коллективов и межколлективного взаимодействия. Дети в группе разбирают задание вместе без распределения обязанностей и функций. Принятие на себя учащимися активной роли в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования исследовательских навыков.
Слайд 14
Групповая работа предусматривает облегчение выполнения исследовательской работы и
решения нестандартной задачи, способствует созданию адаптивной образовательной среды, учит
общаться, дискутировать, развивает кругозор, даёт возможность проявить личные качества, развивает фантазию, логику. Дети учатся играть в команде, сравнивать свой уровень знаний с уровнем других, имеют возможность понять, какие области знаний ещё ими не изучены в достаточной степени.
Слайд 15
2. Психологическое развитие.
воздействие на разные виды восприятия: слуховое
(материал проговаривается несколько раз: сначала в группе, потом у
доски), зрительное восприятие (наличие наглядных средств, раздаточного материала);
задействованы разные способы запоминания: наглядность, проговаривание, фиксирование материала в тетрадь;
создание проблемных ситуаций способствует развитию мышления учащихся, навыков применения определённого алгоритма разрешения задачи, основываясь на ранее полученных знаниях и на интуиции учащихся по отношению к предмету;
развитие творческих способностей;
реализация ученика как личности в процессе обучения;
развитие логического мышления: усвоение навыков логичного изложения своих мыслей, анализа и обобщения.
Слайд 16
3. Дидактические особенности.
Технология мастерских предполагает нетрадиционную форму урока,
что способствует проявлению большего интереса со стороны учащихся. На
уроке создаётся определённая атмосфера, вовлекающая в общий ход работы каждого ученика.
Для сохранения учебной ситуации используются формы фиксирования информации, свойственные стандартному уроку: запись в тетрадь, работа с доской, оценивание учителем самостоятельной работы. Работу на уроке учитель не оценивает, что позволяет каждому ученику не только почувствовать себя свободно, но и не бояться ошибок, свободно высказывать своё мнение.
На таких уроках учитель не информатор, а помощник; на основе общепринятых технологий он имеет возможность использовать новые приёмы подачи материала. Данная форма урока не исключает постепенного перехода от простых заданий к более сложным.
Этап рефлексии даёт возможность каждому ученику оценить урок, высказать своё мнение о проделанной работе.
Слайд 17
4. Нравственное развитие.
В процессе работы ученики помогают друг
другу, поддерживают своих одногруппников. Воспитывается уважение не только к
своему мнению, но и к мнению товарища, развивается ответственность у учащихся, каждый ученик ответственен не только за себя, но и за всю группу.
Слайд 18
5. Личностное ориентирование.
Технология мастерских позволяет обеспечить усвоение материала
каждым учеником. Данная форма урока даёт возможность учителю уделить
особое внимание более слабым ученикам, отвечая на все их вопросы.