Слайд 2
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц -
рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря
дивное узорочье всем на радость.
Слайд 3
Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые
постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.
Русские женщины умело превращали
ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.
Слайд 4
Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё
было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Слайд 5
В течение нескольких столетий у русского народа выработались
определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.
Слайд 6
Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно
предположительно разделить на следующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика,
отажающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
Слайд 7
В средней полосе России часто встречаются одноцветные
или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка
выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.
Слайд 8
Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.
Древние славяне считали,что
жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в
народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей
Слайд 9
Орнамент в своём первородном виде – это некое
магическое заклинание.
Посмотрите, как решены фигуры женщины и
всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.
Слайд 10
Декоративны птицы на вышивках полотенец.
Дивные сказочные птицы живут
в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с
пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.
Слайд 11
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке
в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло, свет,
весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.
Слайд 12
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках"
встречается уже в вышивке X века.
Как считают ученые,
этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
Слайд 13
В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия
- Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали
их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.
Слайд 14
Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ
древа жизни.
Слайд 15
В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений
и символов.
Парные фигуры львов шествуют
друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...
Слайд 16
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ
– барсов, львов, единорогов.
Слайд 17
Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или,
как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе
внимание исследователей.
“Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
Слайд 18
Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их
берегли, передавали из поколения в поколение.
“Круг” состоит из цветка
- “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.
Слайд 19
Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он
встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)
Слайд 20
Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение
имел цвет.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом,
чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 21
Во второй половине XIX в. под влиянием городской
моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
Широкое
бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.
Слайд 22
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
И.Е.Репин говорил:
“ Только малороссиянки да парижанки умеют
одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”