Слайд 2
Общие сведения о послании к Галатам
Послание к Галатам
относится к числу бесспорно аутентичных, наиболее характерных посланий ап.
Павла с ярко выраженными, даже незабываемыми особенностями
По объему оно среднее, скорее тяготеет в большим посланиям, так что в каноне Нового Завета закономерно занимает место после больших Рим. и 1 и 2 Кор.
Не будет преувеличением сказать, что Гал. – «одно из самых страстных и полемичных произведений Библии»
Редкие библейские строки написаны с таким волнением и пристрастием
Слайд 3
Объясняется это не просто пылкостью натуры ап. Павла,
а тем, что в Гал. он полемизирует с богословием,
которое грозит извратить Благую весть в ее самом главном аспекте
Если в 1 Кор. Павел писал на не менее волнующую тему созидания единства церковной общины при сохранении разнообразия служений в ней, то здесь дискутируется вопрос скорее вероучительный, но также основополагающий: значение соблюдения Закона как свода определенных правил и заповедей для спасения (оправдания) человека
Так в христианский словооборот вводятся в обновленном понимании термины «Закон», «благодать», «оправдание», «свобода» и др. Особо важное значение приобретает понятие «вера»
Слайд 4
Основная тема
В Гал. затрагивается волнующая тема: соотношение свободы
- самого драгоценного и труднопонимаемого, трудновместимого дара Божия -
и Закона, в рамках которого "привычнее" находиться человеку, рассчитывая "заслужить" праведность
Слайд 5
Галатия и галатийские общины
Если с идентификацией фессалоникийцев или
коринфян все ясно - ибо речь идет о христианских
общинах в хорошо известных греческих городах, - то с галатами несколько сложнее
Во-первых, название «Галатия» в любом случае подразумевает не город, а целую область, находившуюся в Малой Азии. Да и сам Павел обращается не к какой-то одной конкретной общине, а к «церквам Галатийским» (Гал. 1, 2)
Во-вторых, в те времена термин «Галатия» мог обозначать одно из двух несколько различных географических понятий
Слайд 6
Галатия получила своё название от галлов, пришедших сюда
в III веке до н.э.
На востоке её называли
«Галлия», а римские писатели называли её жителей «галли»
Так как жители Галатии представляли собой смесь кельтов с греками, Френсис Бэкон и другие писатели эпохи Возрождения, называли их «галло-греками», а страну — «Галлогрецией»
Галаты появились в результате переселения восточных кельтов (галлов), проникших в 281 г. до н.э. во Фракию
Слайд 7
Интересную версию о причинах переселения галлов сообщает Плутарх:
«Галлы – народ кельтского происхождения; покинув свою землю, которая,
как сообщают, не могла досыта прокормить всех по причине их многочисленности, они двинулись на поиски новых владений – десятки тысяч молодых, способных к войне мужчин и еще больше детей и женщин, которые тянулись вслед за ними. Часть их, перевалив через Рипейские горы, хлынула к берегам Северного Океана и заняла самые крайние области Европы, другие, осев между Пиренейскими и Альпийскими горами, долго жили по соседству с сенонами и битуригами. Много лет спустя они впервые попробовали вина, доставленного из Италии, и этот напиток настолько их восхитил, что от неведомого прежде удовольствия все пришли в настоящее неистовство и, взявшись за оружие, захватив с собою семьи, устремились к Альпам, чтобы найти ту землю, которая рождает такой замечательный плод, все прочие земли отныне считая бесплодными и дикими».
Слайд 8
Кельтский вождь Бренн, возглавлявший большое войско, вторгся в
Грецию и намеревался осквернить и разграбить храм Аполлона в
Дельфах, но, как утверждает легенда, его напугала разразившаяся гроза, которую он посчитал зловещим предзнаменованием
Около десяти тысяч кельтов (включая женщин, детей и рабов) переправились в Малую Азию по приглашению царя Вифинии Никомеда, которому требовалась поддержка в династической борьбе
Позднее они расселились в восточной Фригии и Каппадокии, создав на этих землях собственное государство Галатия
Слайд 9
В 183 г. до н.э. Галатия была захвачена
Пергамом
В 168-167 гг. до н.э. мощное восстание галатов потрясло
Пергамское царство, восстание было подавлено, но в 166 г. до н.э., по постановлению римского сената (в это время Рим уже мог влиять на другие государства), Галатия была объявлена свободной страной
Еще в 167 г. до н.э., по сообщению Полибия (31, 2), галаты направили посольство к римскому сенату, который «предоставил им автономию при условии, что они останутся в собственных поселениях и не будут воевать за пределами своей границы»
Так, в 44 г. до н.э. римляне отдали Галатию тетрарху Дейотару, получившему титул царя и римского союзника
Слайд 10
В 25 г. Галатия была превращена в римскую
провинцию с центром в Анкире (совр. Анкара) и входила
в состав Римской империи, а затем Византии
Галатия в тесном смысле слова (область трех племен) представляла для Рима сама по себе небольшую ценность
Климат континентальный, с суровыми зимами. Центральное плато Галатии безводно, только в очень глубоких колодцах можно найти воду
Условия жизни здесь были крайне примитивны, а война была промыслом местных жителей
В сущности Галатия долгое время представляла не целостный политический организм, а скорее лишь географическое понятие
Слайд 11
Характерно, что в Книге Деяний апостолов Галатия, в
отличие от Фригии, называется лишь «страной галатийской» - апостол
Лука очень точно характеризует этот регион
Свой прежний кельтский язык они сохранили до времен Иеронима, хотя греческий язык был также в употреблении между ними
По отзывам современников, это были храбрые, вспыльчивые, но непостоянные люди (Гал.4:15)
Всё, произошедшее с апостолами в Дервии и Листре, соответствует историческим характеристикам. Чем дальше шли Павел и Варнава на север, тем дальше уходили они от цивилизации
В приморских городах, по крайней мере, жизнь их была в безопасности, потому что римская администрация поддерживала порядок; но за их пределами Павлу и Варнаве всегда угрожал самосуд толпы, подстрекаемой иудеями
Слайд 12
И то, что апостолы, столкнувшись с угрозой расправы,
не вернулись сразу в Антиохию под защиту Римской администрации,
а пошли дальше, свидетельствует об их беспредельном мужестве и доверии Богу
Галатийская церковь вскоре, после вторичного посещения ее апостолом Павлом, была возмущена ложным учением иудействующих христиан, которые по своей привязанности к древним обрядам старались возложить это иго и на христиан из язычников, и чтобы успешнее достичь этого, старались унижать достоинство апостола Павла
Можно предположить, что суровым язычникам-галлам жёсткие и конкретные предписания закона Моисея оказались ближе и понятнее, чем учение о любви, благодати и прощении
Слайд 13
Многие из уверовавших галатов были увлечены иудейским законничеством.
Этому способствовало и то обстоятельство, что, прикрываясь именем обрезанных,
они сохраняли легальность в глазах римской администрации
Иудаизм в Империи был официально разрешённой религией
Слайд 14
Причины написания Гал.
Кого бы ни подразумевал Павел в
своем послании, речь идет о тех, кто в свое
время с энтузиазмом воспринял его проповедь
Очевидно, Павел был первым, от кого они услышали Благую весть
Но вскоре после этого галаты стали «иудаизироваться»
То ли пришли другие проповедники (скорее всего, палестинские христиане из иудеев, прикрывавшиеся авторитетом Иакова Праведного и других апостолов), то ли влияние иудейства было очень велико (неясно, были ли это собственно иудеи или христиане из евреев), но галаты стали прибавлять к своей христианской вере элементы иудейской практики (в частности, обрезание, а также соблюдение других особенностей иудейских правил и праздников, см. Гал. 4, 10)
Слайд 15
Им - в прошлом язычникам - пришлось воспринять
на себя бремя иудейского Закона
Да, внешне они оставались верны
христианскому выбору, но Павел ясно почувствовал опасность: если что-то прибавить к уже обретенной христианской вере (в данном случае иудейскую практику), это будет означать, что одной веры в Иисуса Христа для спасения мало
Павлом движет чувство, несколько сходное с досадой: ведь он был свидетелем, с каким воодушевлением галаты уверовали, а теперь оказывается, что это было каким-то импульсивным решением:
Не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался (2, 2); Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (4, 11)
Слайд 16
Он страстно полемизирует, используя весь свой богословский потенциал
Его
рассуждения временами довольно сложны, так как, с одной стороны,
его захлестывают эмоции, а с другой стороны, он желает продемонстрировать перед иудействующими оппонентами виртуозное владение сложной иудейской манерой богословствования
Одну и ту же мысль Павел повторяет разными словами, используя разные сравнения
В конце концов, он как будто ставит перед галатами (и перед любым христианским читателем) вопросы:
"Понимаете ли вы, кем вы стали, присоединившись ко Христу? Верны ли вы тому, что обрели в Крещении? Не сомневаетесь ли вы в том, что смерть Христова за вас - это такая огромная милость от Бога, которая превосходит все человеческие подвиги и усилия? Не хотите ли вы вместо благодарности за эту милость вернуться к рабскому служению Богу как господину, не доверяющему своим чадам?"
Слайд 17
Обеспокоенность и волнение, с которыми пишет Павел, отразились
на стиле и композиции послания. Так, возможно, он написал
все послание целиком или значительную его часть собственноручно, хотя обычно он поручал это своим секретарям:
Видите, как много написал я вам своею рукою (Гал. 6, 11)
Впрочем, согласно другому, более распространенному пониманию, Павел писал послание все же не собственноручно, а лишь выделил большими буквами какую-то заключительную часть. Такое понимание отражено и в славянском переводе, и в большинстве современных переводах на западные языки: Посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой
Слайд 18
О причинах своего крайнего беспокойства, побудившего его написать
послание, апостол прямо пишет в начале, опуская даже традиционное
благодарение:
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 6-8)