Лови минуты вдохновенья,
Восторгов чашу жадно пей
И сном ленивого забвенья
Не убивай души своей!
А.С. Хомяков
Слайд 3
Начало 1837 года. Италия. Рим.
Слайд 4
«Иванов не только не ищет житейских выгод, но
даже просто ничего не ищет; потому что уже давно
умер для всего остального мира, кроме своей работы».
Н.В. Гоголь
Слайд 5
В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление
Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Специальным именным постановлением
художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения. Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Отсюда позднее полотно предполагалось перенести в Испанскую галерею Эрмитажа для всеобщего обозрения.
Слайд 6
В среду 28 мая 1858
года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии,
высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I.
Слайд 7
Молодое же поколение отнеслось к художнику и
его вдохновенному труду восторженно.
Иван Крамской, тогда еще ученик Академии,
свои впечатления от картины А. Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись».
Слайд 8
На молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с
художником и его картина произвели неизгладимое впечатление.
Слайд 9
Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть
картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это
событие жизни».
Слайд 10
Встреча с А.А. Ивановым превзошла
все многолетние ожидания. А.С. Хомяков воочию убедился в недостижимой
глубине, невыразимости христианского откровения, которое суждено было запечатлеть художнику.
Слайд 11
Картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» – невыразимое
христианское откровение
Слайд 12
Цели нашей работы:
− через «миниатюру» А.А. Иванова
и статью А.С. Хомякова показать духовную панораму Ветхого Завета,
вселенских вершин просветляющей веры и бездонной пропасти религии, поставившей перед последним выбором «племя или, пожалуй… народ, единственный в мире, который ясно сознавал за собою особенное призвание и особенную цель существования»;
− доказать, что картина А.А. Иванова является шедевром искусства, возросшим на русской почве, способным просвещать умы человечества, вселять в них любовь, веру и надежду на будущее и направлять их на путь истинный.
интересов и деятельности А.С. Хомякова был исключительно широк: религиозный
философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач и живописец.
Слайд 14
Сохранилось еще несколько работ А.С.
Хомякова – акварельных и карандашных. Сохранилась даже икона, которую
приписывают руке Алексея Степановича. Правда, она выполнена отнюдь не в духе Андрея Рублева (его тогда не знали), а в несколько манерном стиле западной живописи. А.С. Хомяков также был знатоком русской архитектуры, в том числе церковной.
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»-
икона А.С. Хомякова
Слайд 15
Отсутствие искусства, способного просвещать, является
также следствием раскола общества на народ и на тех,
которые были увлечены подражанием Западу и вследствие этого потеряли жизненные условия плодотворной деятельности, без которых не может процветать истинное народное просвещение, ни в области науки, ни в области искусства. Возвращение к народным, исконно русским началам есть необходимое условие для духовной деятельности, а, следовательно, условие для возможности процветания народного искусства.
Слайд 16
«Говорят, что где-то в Европе живет наш художник,
человек, исполненный жара и любви, давно обдумывающий чудные произведения
стиля нового и великого, и что он готовит нам новую школу».
Слайд 17
«Иванова уже нет. Иванов умер. Как тяжело меня
поразила эта весть. Иванов умер. Странно: сколько лет ждали
мы, чтобы он кончил свою картину, свою одну картину, и как-то мысль свыклась с тем, что одна только и будет картина от него, и многие даже наперёд утверждали, что он, кроме этой картины, ничего не напишет, и так и сбылось».
А.С. Хомяков
Слайд 18
Пристально изучая картину, А.С.Хомяков вначале
обратил внимание на её замысел. Точнее на то, что
в основу картины положено исключительное явление. Вспоминая историю еврейского народа, критик проник в его духовную жизнь. Именно этому народу Бог открыл истину и поручил её хранение.
Слайд 19
В картине главный герой не величайший из пророков,
вышедший «из недр горящей пустыни, возросший на её дикой
пище, облачённый в её дикую одежду». Сын Божий пришёл к Израилю. И тот, который был лучшим из всех, величайшим из пророков, указал на Того, Кого ждали все пророки. «Ветхий Завет преклонился пред Новым». Таков, в представлении А.С.Хомякова, был замысел картины. Но и воплощение замысла оказалось достойным.
Слайд 20
А. Иванов разыскивал по всей
Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал
с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров .
Слайд 21
Особое значение придавал А. Иванов
достоверности и выразительности пейзажа. Он «просиживал по нескольку месяцев
в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».
Слайд 22
Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его
огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной,
величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия.
Слайд 23
На полотне зритель видит идущих с холма людей,
а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка.
А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь.
Слайд 24
Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине XIX века
отмечал, что «сюжет, взятый художником для своей картины, есть
один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека».
Слайд 25
Главное лицо картины – Спаситель. Его А.А. Иванов
изобразил на дальнем плане. И в этом, по замечанию
критика, точное понимание художником Евангелия («Иоанн видел Иисуса идущего»). Шаг Христа в картине А. Иванова направлен прямо к группе "грешников", возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменив направление движения Спасителя, А.А. Иванов драматизировал свое художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.
Слайд 26
Новое содержание, новое видение задач
искусства требовало и новой формы. А.С. Хомяков отметил, что
нельзя было следовать традициям прежних школ. Строгая духовная простота не могла подражать роскоши фламандской плоти, венецианскому блеску и другим изобразительным техникам, поскольку они были заклеймены «грубою телесностью или прихотью личного произвола». И А.А. Иванов нашёл свой почерк. По словам А.С. Хомякова, он не просто создал картину, но создал целую школу.
Слайд 27
Таким образом, созданный на одном дыхании текст статьи
органически соединяет непревзойдённую оценку гениального «умозрения в красках», характеристику
прямого пути православного искусства и духовных перепутий на «прекрасном кладбище» европейской культуры. Наконец, и это сейчас имеет животрепещущую значимость в соотнесении с хронически болезненным восприятием «еврейского вопроса», А.С. Хомяков включает в смысловой центр статьи историософскую миниатюру, которая посвящена «совершенно исключительному явлению» в истории человечества – явлению Спасителя народу.