Слайд 2
И.А. Гончаров об Ольге Ильинской
«Едва мимоходом напьюсь
чаю, как беру сигару – и к ней: сижу
в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он моложе меня, но неповоротливее и я надеюсь их скоро развести…»
Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. Он был заинтригован. Оказалось, что речь в письме идет об Ольге Ильинской- главной героине нового романа Гончарова.
Слайд 3
Гипотеза: в разрыве Ильи Ильича Обломова и Ольги
Ильинской внешние обстоятельства не сыграли никакой роли, их отношения
были обречены изначально по замыслу автора?
Слайд 4
Цель проекта: подтвердить или опровергнуть гипотезу
Слайд 7
Отец…
Сам Обломов — старик тоже не без занятий.
Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает
за всем, что делается на дворе.
Слайд 8
Два типа русской женщины
Женщины в романе Гончарова «Обломов»
– это два основных типа русской женщины, которые были
превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.
1 тип – классический. Это хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.
2 тип – женщина, воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы. Видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья.
Слайд 9
Маменька…
Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела
его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила,
не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару?
Слайд 10
Нянька…
И целый день, и все дни и ночи
няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой
радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.
Слайд 11
«Casta Diva», Каватина Нормы
— ария из оперы Винченцо Беллини «Норма»(1831),
Акт I, Сцена 1. Одна из наиболее знаменитых и
сложных для исполнения итальянских арий для сопрано.
Дословный перевод: пречистая богиня, поэтический перевод: целомудренная дева.
Целомудренная Дева!
Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
Слайд 12
Чувство Обломова к Ольге
Обломову же новое чувство незнакомо.
Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит
нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.
Слайд 13
Как тревоги и мучения Обломова отразились в его
письме? Можно ли быть «почти счастливым»?
-
«Я только хочу доказать
вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…»
«Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».
Слайд 14
Любовь — это не покой, она должна иметь
нравственный результат, прежде всего для любящих (Анненский)
“...Я слишком понадеялась
на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”
"Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..."
"Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"
Слайд 15
Агафья Матвеевна Пшеницына
“...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и
все более и более обживаясь в нем, он наконец
решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой”.
Слайд 16
Задание группам: Используя подготовленные фрагменты, дайте характеристики женщин
по плану
План характеристики образа
Внешность
Характер.
Образованность
Отношение к семье, детям
Отношение к
быту: еде, хозяйству и др.
Отношение к главному герою
Слайд 17
Задание в помощь: распределите материал по пунктам плана:
1 группа – маменька (нянька), 2 группа – Ольга,
3 группа – Агафья Матвеевна. Дополните своими наблюдениями.
Малообразованная, образованная, набожная, принимает главного героя таким, каков он есть; пытается переделать главного героя, любит бывать в театре, домоседка, живет только интересами семьи, дома; очень вкусно готовит, печет пирог; готовит, но только изысканные блюда; не разделяет обильной поздней еды, стремится, чтоб муж и дети всегда были сыты, делает из еды культ, не делает из еды культа, живет реальными событиями; далека от реальности, но очень практична в быту; простодушна, глуповата, умна, робкая, уверенная, стремится к действию, инертная, видит свое счастье в семье, видит свое счастье в активной деятельности, великолепно поет, от нее веет теплом, любит расчетливо, любит бескорыстно, всей душой; одета изысканно, одежда подчеркивает достоинства и скрывает недостатки; одета просто и не придает этому значения, одежда нужна для удобства, а не для самовыражения; с ней легко и спокойно; она непредсказуема; умело ведет дом, семью, видит в это свое предназначение; почти не проявляет себя хозяйкой, не видит в это свое предназначение
Слайд 18
Выбор мужчины зависит от атмосферы его детства
Мужчина, который
выбирает в спутницы женщину, похожую на маму, безусловно, ищет
не внешнее сходство. Он пытается воссоздать ту атмосферу, которая была в доме его детства. И если человек вырос в обстановке уюта и тепла, вероятность того, что его жена будет похожа на маму, достаточно велика.
Александр Шульман, независимый журналист
Слайд 19
Выводы:
Гипотеза верна: нет внешних причин для разрыва, есть
«обломовщина», внутреннее нежелание героя связать свою жизнь с женщиной
такого типа, как Ольга. Неудачный съем квартиры, разведенные мосты, разоряющееся имение – косвенные причины (отговорки), еще раз подтверждающие неуверенность героя (подсознание показывает ему совершенно другой быт, другую женщину рядом, тишину, душевный и физический покой)
Агафья Матвеевна – вот идеал! Сам Обломов невольно любуется этой женщиной. А подсознание намекает на каждом шагу то вкусом, то запахом, то тишиной, то крапивой… Вот твое родное, близкое, желанное…