Слайд 2
Н.А. Некрасов
Это... было
раненное в самом начале жизни сердце... и эта-то никогда
не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь.
Ф. М.Достоевский
Слайд 3
Цель:
В процессе коллективной работы найти некоторые
определяющие признаки, по которым среди стихотворных произведений нескольких авторов
можно узнать стихотворения именно Н.А.Некрасова, в результате чего сделать обобщающие выводы, связанные с определением особенностей поэтики ранних стихотворений Некрасова.
Слайд 4
Анализ проблемы ведётся на основе раннего стихотворения Н.А.Некрасова
«Перед дождём», написанного в 1846 г.
Слайд 5
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край
небес,
Слайд 8
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком
летит листок,
Слайд 9
И струёй сухой и острой
Набегает
холодок.
Слайд 11
Налетев со всех сторон,
С криком в
воздухе кружится
Стая галок и ворон
Слайд 12
Вопрос:
Почему автор
выбирает для обозначения какого-либо понятия именно это, а не
другое слово? Какими особенностями мироощущения поэта диктуется такой выбор?
художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир прежде всего
в его вещном, предметном наполнении (в трёх строфах стихотворения — шестнадцать существительных). Н. А. Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом он добивается, чтобы предметный мир, воссозданный в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный, будничный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство.
Мы отметили 6 прилагательных (одно из них отглагольное), 1
причастие и 1 наречие. Это группа слов так же, как и две предыдущие, отобрана автором с учётом их функциональной особенности — все они относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что автор, характеризуя предметы и действия с точки зрения признаков, сопровождающих их появление, старается добиться всё того же эффекта: читатель должен увидеть знакомый, легко узнаваемый мир. Количественный анализ (всего 8 слов) показывает, что автор выстраивает картину мира, практически лишённую звука и цвета, то есть именно тех проявлений жизни, которые во многом определяют радость бытия. Ассоциативные образы делают эту картину не просто безрадостной, но однотонной, однозвучной, угрюмой, то есть тревожащей, угнетающей, подавляющей.
Слайд 21
Карточка-информатор.
Рассказчик — «условный образ
человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении»1.
Сюжет
— «развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических»2.
Художественное пространство— «важнейшая характеристика художественного образа... воспроизводит пространственную картину мира в её... ценностном аспекте»3.
Ценность— «...всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений... которые могут оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.п.»4.
Оценка — «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определённым нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.)»5.
Диалектика — «процесс развития чего-либо во всём многообразии его форм и во всей его противоречивости»6.
Мироощущение— «восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах, действиях» .
Гармония-Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.
Дисгармония -нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков (муз.).
Слайд 22
Дать своё название стихотворению.
Название произведения вообще — это
своеобразный эпиграф, содержащий в себе ключ к мироощущению лирического
героя и автора, поэтому очень важно, чтобы вы правильно определили пафос стихотворения.
Каков пафос стихотворения и как он помогает понять особенности
мироощущения автора?
Слайд 24
Сравнительный анализ
Сравним ваши названия « Осень», «
Печальная пора», « Осенняя печаль», « Сумерки природы» с
вариантом, данным автором: есть или нет внутреннее сходство в ощущении настроения, заложенного в стихотворении.
Авторское название — «Перед дождём». Ясно, что пафос ваших названий соотносим с названием, данным автором, но в авторском варианте подчёркивается состояние ожидания, которое зачастую оказывается более тягостным и напряжённым, чем само событие.
В завершение, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты нашего анализа, прослушайте заключительную строфу стихотворения. Может быть, можно было бы обойтись без неё? Для чего она нужна автору?
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...
Слайд 25
Обобщение
Этой строфой автор прямо
вводит читателя в мир человеческих взаимоотношений. Некрасов считает, что
дисгармоничен не мир, окружающий человека, лишена гармонии его жизнь, и поэтому пафос восприятия автором окружающего мы можем определить как драматический.
Слайд 26
Обобщение
Взгляд Н.А.Некрасова на
мир действительно характеризуется некоторой заданностью, но не тематической, а
концептуальной: мир изначально враждебен по отношению к человеку; человеку в этом мире неуютно, тревожно; он постоянно ощущает опасность, исходящую извне.
В чём суть заданности? Что является для нас основным смыслоразличителем, благодаря которому мы понимаем, что стихотворение написано именно Некрасовым? Ответ мы находим в анализе словоупотребления, который мы проделали на уроке.
Каковы же особенности концепции мира и человека в ранней
лирике Некрасова?
Как они выражаются в поэтике Некрасова, связанной, в частности, с художественным словоупотреблением?
Вывод
По Некрасову, внешний, вещный, предметный мир, окружающий
человека, достаточно прост и понятен. Он не нуждается в разгадывании. Но пребывание человека в этом мире не только не просто — оно трагично. Одним из объяснений такого взгляда на человека и мир может стать тот факт, что в 1846 году Некрасов ещё очень молод и его личная и общественная судьба складывается драматично. Именно об этом скажет гениальный писатель Ф.М.Достоевский: «раненное в самом начале жизни сердце». Горький опыт собственной молодости, связанный не столько с материальной неустроенностью, сколько с ощущением одиночества, и рождает в молодом поэте драматизм мировосприятия, настоянный на интуитивном ощущении произвола как образа русской жизни. Этот первый сердечный порыв, по Достоевскому, и сделает Некрасова тем поэтом, который войдёт в историю русской жизни «страстной, страдальческой» нотой.
Слайд 29
Вывод
Эту сложность
мироощущения автора можно почувствовать уже в ранних его стихотворениях,
в частности, с помощью тщательного анализа словоупотребления, который показал: Некрасов концептуально выстраивает лексический ряд своего стихотворения таким образом, что происходит нагнетание, усиление драматического пафоса, при переходе к последней строфе — даже на уровне изменения жанра: от пейзажной лирики к социально-жанровой зарисовке. Таким образом, желание Некрасова подчеркнуть рано почувствованную им самим дисгармонию во взаимоотношениях мира и человека диктует ему выбор художественного словоупотребления.