Слайд 2
Футуризм.
Самое крайнее по радикализму течение. Его представители
отрицали художественное и нравственное наследие. Выйдя на арену литературной
борьбы, они заявили, что все накопленное старой культурой нужно не обновлять, а уничтожать.
Футуристы претендовали на вселенскую миссию: выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Слайд 3
Раннее творчество
В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность
в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху
разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта.
Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма.
Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.
Слайд 4
«Послушайте»
Стихотворение – «крик отчаяния, обращенный к человечеству». Повелительный
глагол «Послушайте!» употребляется трижды и держит читателя в напряжении.
Это требовательное обращение услышать автора и подумать, зачем «зажигают звезды». Лирическому герою «необходима хоть одна звезда», ему «страшно» и «тревожно», если «звезд не зажигают».
Слайд 5
В стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над скучной
и тусклой жизнью и увидеть вокруг себя не «плевочки»,
а звезды. Маяковский стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту жизни, сделать так, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Поэт говорит о высших целях человеческого существования, зовет к обновлению, преображению самой души человека.
Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она была слепа и глуха к крикам души поэта. В большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях. Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество
Слайд 6
Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она
была слепа и глуха к крикам души поэта.
В
большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях. Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество.
Слайд 7
«Любовь - это жизнь, это главное. От нее
разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь
— это сердце всего» .
В.Маяковский
Трагическое мироощущение у Маяковского вызвано неразделенной любовью.
Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».
Музой поэта считается Лиля Брик. Ей он посвящал ранние лирические стихи.
Слайд 9
«Лиличка» (1916г.)
Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной.
Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко
не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам.
Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве.
Слайд 10
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю,
где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую
на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Слайд 11
«Скрипка и немножко нервно» (1914г.)
Стихотворение «Скрипка и
немножко нервно» (1914) продолжает тему одиночества, безразличия друг к
другу и разобщенности людей и тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». Главные герои стихотворения — музыкальные инструменты и музыканты. Начало стихотворения представляет собой соло скрипки:
Скрипка издергалась, упрашивая,
И вдруг разревелась
Так по-детски.
Слайд 12
Главный мотив стихотворения – «мольба о сострадании», «последний
вопль надежды».
Скрипка и лирический герой похожи. Скрипка – инструмент
«нежных», ее чувства тонки: она «издергалась, упрашивая», «вдруг разревелась так по-детски». А оркестр, частью которого она являлась, «чужо смотрел», и музыканты смеялись.
Слайд 13
Вывод:
Ранние стихи В. Маяковского – вызов общественному вкусу,
стремление встряхнуть обывателя, разбудить, показать дисгармоничность мира. Его лирический
герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния, одиночества, непонимания. Ему легче найти взаимопонимание со скрипкой, с животными, нежели с людьми.
Эпатажное поведение лирического героя преследует одну цель: это протест против равнодушия и бессердечия общества.