Слайд 2
Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый
спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Традиционная свадьба
всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна.
Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе многих народов прочно бытовало и сохраняется поныне выражение "играть свадьбу".
Слайд 3
Время свадеб.
Никогда не гулялись свадьбы во время
поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.
Больше всего
свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филипповский пост и надо ждать, пока пройдут святки. После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
Слайд 4
Магия свадьбы.
Первоначально свадебный обряд был связан с магией,
недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что
главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.
Слайд 5
Свадебные традиции.
Мало кто из женихов и сегодня, перенося
невесту в дом через порог на руках, знает, что
это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался.
Слайд 7
Сватовство.
Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом
невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности
породнения двух родов. Где-то это была сваха, где-то родители жениха, или родственники-мужчины.
Слайд 8
Смотрины.
За сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в
том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись
результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития.
Слайд 9
Сговор.
Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко
не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в
себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители.
Слайд 10
Свадебные традиции.
Обязательно избирался дружка - часто это был
не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от
порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье.
Слайд 11
Свадебные традиции.
Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их
основная роль - держать венцы над молодыми во время
венчания.
Слайд 12
Девичник.
Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником.
С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера
делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.
Слайд 13
День свадьбы.
Фактически продолжался девичник - прощание с красотой,
с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту…
Слайд 14
День свадьбы.
Доме жениха шли свои обряды: подготовка к
бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать
чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством.
Слайд 15
День свадьбы.
Одевали жениха, как и невесту, во всё
новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же...
Слайд 16
День свадьбы.
Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп
косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка,
необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте.
Слайд 17
День свадьбы.
Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой
и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку
в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.
Слайд 18
Свадебные традиции.
К венцу ехали с песнями, возвращались вновь
под песни. По дороге в дом жениха, как считалось,
свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.
Слайд 19
Свадебные традиции.
Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу
и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это
поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.
Слайд 20
Свадебные традиции.
У родного дома жениха со свитой встречала
мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой
овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы.
Слайд 21
Свадебные традиции.
В определённый момент пира (везде по-разному) молодую
"окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они
закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором.
Слайд 22
Свадебные традиции.
Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Нередко
пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот
день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, наконец разрезали и угощали гостей.
Слайд 23
Свадебные традиции.
Иногда пир продолжался и на третий день,
и далее - уже в домах родственников. Называлось это
"отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".