Слайд 2
Замысел писателя
Выбрать острый исторический момент
в истории государства и показать богатый и противоречивый русский
национальный характер.
Слайд 3
Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое
изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины»
Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!
Слайд 4
ЛИТЕРАТУРА
ИСТОРИЯ
ЭТНОГРАФИЯ
МУЗЫКА
ЖИВОПИСЬ
РУССКИЙ ЯЗЫК КИНО
Слайд 5
1 урок Историческая основа повести.
Географическое
и политическое положение Украины
Интерес со стороны Польши
Люблинская уния (1569)
Процесс
закрепощения украинского народа (оскорбление религиозного верования, культуры, обычаев, «ополячивание» украинского народа)
Бегство крестьян в степные районы юго-восточной Украины – протест против панской Польши
Возникновение казачества.
«Его вышибло из народной груди огниво бед» (Н.В. Гоголь)
Необходимость союза с Россией
Слайд 6
КАЗАЧЕСТВО – «вольные люди»
Черты характера казаков:
*презрение к богатству
*неукротимая
энергия
*смелость
*патриотизм
*свободолюбие
!Казаки становятся не только хозяевами
своей судьбы, но и несут
ответственность
за судьбу всего народа
Слайд 8
2-3 уроки Первое знакомство с героями повести. Судьба
женщины «удалого» века.
Возвращение домой – экзамен на стойкость убеждений.
«Внезапное
решение» Тараса ехать на Запорожье: «Вот где наука, так наука!»
Казацкий быт (описание светлицы, обед…)
Слайд 9
Хоть ты мне и батько, а как будешь
смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Художник: П. Соколов
1861-1862 гг.
Слайд 10
Истоки характера Тараса Бульбы.
Становление характера Остапа и Андрия.
Судьба
женщины (образ матери
= образ степной чайки = образ
родины).
Слайд 11
4-5 уроки «Вот то гнездо, из которого вылетают
все те гордые и крепкие, как львы!»
Проблема национального самосознания
в повести
Н.В. Гоголя.
Лучшая наука для юношей.
Главные достоинства казака.
Степь как символ родины.
Днепр – великая и могучая река.
«Так вот она, Сечь!»
«Вся Сечь представляла необыкновенное явление»
Походы запорожцев.
Закон товарищества.
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Слайд 12
Этнографическая справка
По мнению исследователей, за всю историю Запорожского
казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в
нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.
Происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», то есть вырубывать вблизи намеченного места для Сѣчи деревья и кустарники, расчищая место для обустройства Войска. Буква ѣ (ять) по-украински произносится как "и", по-русски как "е", поэтому, когда в 1918 буква ять была исключена из алфавита, то Сѣчъ по-русски стала Сечь (ещё ранее, при т.н. исправлении правописания, в конце еръ был заменён на ерь), по-украински Січ (произносится Сич).
Слайд 14
Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице
Слайд 16
Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и
Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского
происхождения и означало временное помещение во время передвижения. ЗапорожцыЧасто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского происхождения и означало временное помещение во время передвижения. Запорожцы, употребляя слово Сечь, подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во время походовЧасто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского происхождения и означало временное помещение во время передвижения. Запорожцы, употребляя слово Сечь, подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во время походов, то есть временную ставку. Этим объясняется подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.
Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского происхождения и означало временное помещение во время передвижения. Запорожцы, употребляя слово Сечь, подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во время походов, то есть временную ставку. Этим объясняется подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.
Слайд 17
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
Местонахождение
Запорожской Сечи
в разные
периоды её истории.
Слайд 19
Диорама „Войсковая рада на Сечи“. Музей истории запорожского
казачества
Национального заповедника „Хортица“
Слайд 21
Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице
Слайд 23
Тема урока русского языка:
сочинение-описание по картине
И.Е.
Репина «Запорожцы». (2 урока)
Слайд 24
Письмо турецкого султана
МЕХМЕДА IV к казакам
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын
Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мухаммед IV.»
Существует несколько вариантов текста письма, предложенный ниже считается каноническим (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке Санкт-Петербурга, послание относится к концу XVII века).
Слайд 25
Ответ запорожцев
Запорізькі козаки турецькому
султану. Ти — шайтан турецький, проклятого чорта брат і товариш,
і самого Люципера секретар! Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб’єшь? Чорт викидає, а твоє військо пожирає. Не будешь ти годен синів християнських під собою мати, твого війська ми не боїмося, землею і водою будем битися з тобою. Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський броварник, Олександрійський козолуп, Великого й Малого Єгипта свинар, Армянська свиня, Татарський сагайдак, Каменецький кат, Подолянський злодіюка, самого гаспида внук і всього світу і підсвіту блазень, а нашого Бога дурень, свиняча морда, кобиляча сука, різницька собака, нехрещений лоб, хай би взяв тебе чорт! Отак тобі козаки відказали плюгавче! Невгоден єсі матері вірних християн! Числа не знаєм, бо календаря не маєм, місяць у небі, рік у книзі, а день такий у нас, як і у Вас поцілуй за те оськуди нас!.. Кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошом запорізьким.
Слайд 26
Комментарии
Употребленные термины
Данные слова в настоящий момент относятся к
украинскому языку.
Блазень — шут.
Боїмось — боимся.
Броварник —
пивовар.
Їжак — ёж.
Кат — палач.
Козолуп — тот, кто обдирает козьи шкуры.
Кош — здесь: запорожские казаки.
Люцепер — Люцифер (дьявол).
Лицар — рыцарь.
Мати — иметь.
Рiзницька собака — собака мясника.
Сагайдак — колчан.
Слайд 27
Работа над картиной
Цель урока: передать содержание картины с
«языка живописи» на «язык слова»; рассказать об увиденном ярким,
эмоциональным языком.
Работа над репродукцией:
Первое впечатление о картине.
История создания картины.
3. Основная мысль картины (тема).
4. Композиция полотна.
5. Изображение запорожцев: центральные образы на картине (писарь, атаман Серко, Тарас Бульба и др.) + описание их внешности, жестов, мимики, взгляда; размышления о характере этих героев; изображение казацкой массы.
6. Художественные и языковые средства. Словарная работа.
7. Основная идея картины: смех народа над нелепым притязанием врагов.
8. Составление плана.
Слайд 28
6-7 уроки Система образов
в повести.
Воплощение героического духа в трагической судьбе Тараса Бульбы.
Слайд 30
8-9 уроки Остап и Андрий.
Трагические судьбы героев.
В. Вдовиченко в
роли Остапа Худ. Е.А. Кибрик
Слайд 31
Стилистический анализ отрывков из повести.
Народно-поэтические
истоки образности:
«Как плавающий ястреб»
«Остапу, казалось, на роду был написан
битвенный путь, трудное званье вершить ратные дела».
«Остап выносил терзания и пытки, как исполин…»
Слайд 32
«Пропал, пропал бесславно, как подлая собака»
«И обняло горе
старую голову…»
Слайд 33
МУЗЫКА
Н. В. Лысенко. Композитор (1842-1912), дирижёр, фольклорист, основоположник
украинской классической музыки. Автор оперы «Тарас Бульба».