FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
г. Мценск, XIX век
Рыночная площадь в Дармштадте
« Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет».
Герб города Верро
Костел в г. Выру
Московский университет, с картины
XVIII века
А. Григорьев
После насильственной разлуки погибает таинственно Лазич: она сгорела (самоубийство? несчастный случай? – неясно). Тема загубленной любви отныне становится постоянной в творчестве Фета. Он создает в стихах поистине торжественный и скорбный реквием по своей молодости…
Стихи, посвященные Марии Лазич
Клод Моне «Дама в саду»
М. П. Боткина
Хозяином Фет оказался превосходным. Под конец жизни его состояние дошло до величины, которую можно назвать богатством.
В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами.
Место захоронения А. А. Фета
Признание
И. Е. Репин, портрет А. А. Фета, 1882
Характерные особенности стиля
«О, если б без слова
Сказаться душой было можно!»
А. А. Фет
Лирика А. А. Фета
«Читать Фета — это слаще всякого вина. Стал читать одно стихотворение за другим, и все не мог остановиться, выбирая свои любимые, и испытывал такое блаженство, что казалось, сердце не выдержит — и не мог представить себе, что есть где-то люди, для которых это мертво и ненужно».
Корней Чуковский
Рассмотрим несколько работ художника-импрессиониста Клода Моне
«Утро» 1888 г.
«Японский мостик» 1899 г.
«Кувшинки» 1903 г.
«Тополя» 1887 г.
«Луг с тополями» 1875 г.
«Ирисы в саду Моне» 1900 г.
Клод Моне «Впечатление, восход солнца»
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850 г.
Обратите внимание, как развивается лирическая тема в стихотворении:
встреча
вечер
свидание
ночь
счастье
заря
Мир человека
Мир природы
Серебро
Шепот, дыханье,
трели соловья,
колыханье ручья
Свет ночной,
ночные тени
- - - - - - - - - - - -
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
Лобзания
Как цвет отражает движение времени?
Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?
Ассонанс и аллитерация в стихотворении
Открытый [а]:
шепот, дыханье, соловья,
колыханье, сонного, ручья
Открытый [а]:
ночной, ряд, конца, волшебных,
милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений,
милого лица
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
1 строфа
2 строфа
3 строфа
И заря, заря!
Пурпур розы, отблеск янтаря…
Это — не просто поэт, скорее — поэт-музыкант...»
П. И. Чайковский писал: «Фет есть явление совершенно исключительное… он в лучшие минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область.
Закономерно, что многие стихи А. А. Фета положены на музыку.
Музыкальность поэзии А. А. Фета
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Звучит романс «На заре ты ее не буди…», музыка А. Варламова, исполняет О. Погудин
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди..
. На заре она сладко так спит!
1842 г.
«Лирическое стихотворение подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата», - говорил Фет.
В галерее женских образов использованы работы художников Дж. Александера и Дж. Годварда.
Встреча А. А. Фета с Т. Берс (свояченицей Л. Н. Толстого) произошла летом 1866 г.
Стихотворение было написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 г.) оно открывает цикл «Мелодии».
Звучит романс «Сияла ночь…», музыка Н. Ширяева, исполняет В. Агафонов
Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Сердца, слезы, любовь,
жизнь
Природа
ночь
Музыка
красота
Любовь
счастье
Г а р м о н и я
В чем секрет музыкальности стихотворения «Сияла ночь…»?
В 1870 году Лев Толстой, получив от Фета стихотворение «Майская ночь», напишет ему: «Развернув письмо, я первое — прочел стихотворение, и у меня защипало в носу; я пришел к жене и хотел прочесть, но не мог от слез умиления. Стихотворение — одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя...»
И. Н. Крамской, портрет Л. Н. Толстого, 1873
Я встретил вас - и все былое …
И вот в тиши ночной
твой голос слышу вновь…
В отжившем сердце ожило…
С давно забытым упоеньем…
И так хотелось жить,
чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Смотрю на милые черты …
И то же в вас очарованье …
…за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки…
сюжет
он
она