Слайд 2
Не стоит село без праведника.
Первоначальное название рассказа «Не
стоит село без праведника». В этом рассказе писатель ничего
не выдумывает, правдиво рассказал жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.
Слайд 3
Дом Матрены Васильевны.
Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий
уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски
жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей.
Слайд 4
Игнатьич и Матрёна .
Невольно Игнатьич оказывается втянутым в
жизнь Матрёны, знакомится с её роднёй, узнают историю её
замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.
Слайд 5
Матрена Васильевна.
Жила она трудно: пенсию не получала, в
колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в
замусленной книжке учётчика», хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжёлые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы.
Слайд 6
В этом рассказе Солженицын показывает образ человека, который
в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет
лучшие качества души, своё человеческое достоинство, праведника среди людей.
Слайд 7
В чем же праведность Матрёны?
В том, что героиня
сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не
состояв в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она всё же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя в праве требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать. «И Матрёна не могла отказать. Бросала черед дел и шла помогать соседке…»В ней нет зависти к людям, у которых уродилась крупная картошка(у неё такая не росла из-за истощённости почвы).
Слайд 8
Матрёна.
Не получая пенсии, живя совсем без денег, она
отказывается брать деньги за свою работу. Золовка, как и
многие односельчане, считали Матрёну глупой, потому что та помогала чужим людям бесплатно, «за обзаводом не гналась; И не бережная; И даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила». Одевалась по-деревенски, не гналась за нарядами, потому-то её пропавший во время войны муж в городе себе» сударку завел».
Слайд 9
И вот писатель в конце рассказа перечисляет немудреные
качества своей героини: не понятая и брошенная даже мужем
своим, Схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам-золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»
Слайд 11
Но Игнатьич смог оценить красоту души Матрёны, её
застенчивость, свет в глазах: «У тех людей всегда лица
хороши, кто в ладах с совестью своей».Он же отметил и чуткость восприятия Матрёной камерной музыки. Не приняв искусственного по её мнению пения Шаляпина, Матрёна растрогана до слёз романсами Глинки: «А вот это-по-нашему…»
Слайд 12
В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха
Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то
он грозился зарубить её топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. Образ чёрного Фаддея, занесённым топором, символичен.
Слайд 13
Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась большего
всего на свете(«поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы
гудят-аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывести брёвна её же собственной избы..
Слайд 14
Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или
её родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят
счёты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.
Слайд 15
Смерть Матрёны.
Но в рассказе есть множество символических деталей,
предсказывающих гибель Матрёны : потеря Матрёной котелка со святой
водой, пропажа колченогой кошки, метель(дуэль по-Матрёниному), кружившая вдое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь.
Слайд 16
Плакат грубой красавицы.
Советский плакат с изображением грубой красавицы,
висящий в доме Матрёны, так же, как и поезд,
воплощает приметы внешнего мира, одурманенного злом. Не случайно брошена автором после гибели Матрёны фраза:»Разрисованная красно-жёлтая баба с книжного плаката радостно улыбалась». Торжествующий Фаддей, потерявший сына, но не оставивший попыток завладеть брёвнами, на поминки не придет.
Слайд 17
Праведник села.
Символичен финал рассказа. Становится понятным, почему это
название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все
мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, донес до мира весть о ней.
Слайд 18
А еще меня тронула до души одна важная
деталь…
Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала:»Ручку-то
правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…».
Слайд 19
Если же Матрёна при жизни думала только о
других, то и там будет молиться не за себя.