Слайд 2
«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных
произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один
достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.
Слайд 3
«Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие
искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского
драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».
А. Н. Островский Автобиографическая записка
Слайд 4
Драматургия
(от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических
произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также
сюжетно-образная концепция такого произведения; совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.
Слайд 5
Драма
— литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр, получивший
особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив трагедию.
Драмы специфически изображают частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Слайд 6
Русскую драматургию первой четверти XIX века делят на
2 этапа:
1) 1800 – 1812 гг. (преобладают комедии и
комические оперы)
2) 1813 – 1825 гг. Для второго периода характерен рост к национальному прошлому, к русскому фольклору, к исторической тематике. Это было характерно для послевоенного периода 1812 года.
Катенин П. А. этот период театра и драмы характеризует так: « …театр наш умирает теперь от бездействия; новых пьес – хоть шаром покати…».
Слайд 7
«Драматическая русская литература представляет собою странное
зрелище, — писал Белинский в 1845 году. — У
нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя — и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».
Представители русской драматургии до А. Н. Островского.
Слайд 8
В 40-е гг. ХIХ веке на
сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные
ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои — либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами).
Слайд 9
Реалистическая драма
- драма в стиле реализма — в
узком смысле этого слова (промежуточный жанр, граничащий и с
трагедией и с комедией, в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца), как следствие общего для реализма «снижения» стиля и ускорения темпа жизни.
Слайд 10
Александр Николаевич Островский
(1823-1886)
Слайд 11
Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника,
но стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и
мать будущего писателя, Любовь Ивановна .
Слайд 12
В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю
московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. По воле
отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но весной 1843 года оставляет его.
"Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", - вспоминал он впоследствии.
Обучение А. Н. Островского
Слайд 13
1847-1851 гг. – ранний период
Литературные взгляды сложились под
влиянием Белинского и Гоголя
В 1847 году в газете "Московский
городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" - первого варианта комедии "Свои люди - сочтемся!", - комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".
Слайд 15
Первыми пьесами, разрешенными к постановке на
сцене, были "Не в свои сани не садись" и
"Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.
1852-1855 гг. – «Москвитянский период»
Слайд 16
1855-1860 гг. – предреформенный период
В это время происходит
сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского.
В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С.Тургеневым и Л.Н.Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".
Слайд 17
1860-1886 гг. – пореформенный период
В 1862 г. Островский
посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.
В 1870
г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.
Слайд 18
В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода
художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал
стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы.
Слайд 23
Рабочий кабинет А. Н. Островского