Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Стихотворения Юрия Живаго (11 класс)

Содержание

«Тетрадь Юрьевых писаний» - поэтический циклЦикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 г.г.Всего 25 стихотворений.Их можно разделить на смысловые группы: I - жизнь природы (времена года)II – библейские мотивыIII – состояние
Стихотворения Юрия Живаго «Тетрадь Юрьевых писаний» - поэтический циклЦикл включает в себя стихотворения, написанные в Стихотворения «Гамлет» и «Сказка» не входят в данные тематические группы.Внутри каждого цикла Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его 1. «Гамлет»Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в «Гамлет»Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по Пастернаку, - это драма Стихотворение «Гамлет» и о шекспировском герое, и об актёре, играющем эту роль, Жизнь прожить – не поле перейтиЭта русская пословица имеет двойную смысловую нагрузку:1 ** В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, Первая фраза текста «Гул затих» предполагает зрительный зал, публику, её легкий шум И, конечно же, это и слова самого Пастернака о себе, так как 2. «Март» МартСолнце греет до седьмого пота,И бушует, одурев, овраг.Как у дюжей скотницы работа,Дело 2. «Март»Март – месяц пробуждения жизни.Стихотворение структурно совпадает с «Гамлетом»: написано пятистопным 3. «На Страстной» Сама природа участвует в событиях Страстной недели:    Вода буравит Весна, лето, осень, зима символизируют жизненный круг человека.«Март», «Белая ночь» (1953), «Весенняя «Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето» - пора зрелой любви, 13. «Сказка»В «Сказке» - вновь обращение к вечным образам, уже мифологическим.В итоге 14. «Август»В стихотворении «Август» - трагические ноты смерти, прощания. Расставания, связанные с 15. «Зимняя ночь» (1946) Зимняя ночь  (1946)Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на «Зимняя ночь»Стихотворение построено как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени. Именно со свечи начинается основное действие романа, сюжетная динамика, которая строится на Лара и Паша 2 сюжетный узел.…Юра и Тоня, ничего не знающие о тех испытаниях, через Юра и Тоня 3 сюжетный узел.«Лампа горела ярко, приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. 4 сюжетный узел.После смерти Юрия Живаго, прощаясь с ним, Лара вспомнит тот Анализ стихотворения “Зимняя ночь”     Своеобразие композиции стихотворения:стихотворение имеет Шестая строфа объединяет темы метели и любви. (“И все терялось в снежной Смысл словосочетания “судьбы скрещенье” вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке Любовь искупает всё, в том числе и грех, так же ,как крестное Слово “предел” многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется Это стихотворение о любви и страсти двух людей, героев романа “Доктор Живаго” Боль этих воспоминаний в стихотворениях «Разлука» (1953) и «Свидание» (1949): И опять евангельский символ – «Рождественская звезда»Всего три слова: ночь под Рождество.Казалось Б.Пастернак записал в своем дневнике:  «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как Какому событию посвящено стихотворение?Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.Почему пейзаж не Вифлеемский, Рождественская звезда Рождество младенца Иисуса«Рождественская звезда»    Воплощение библейского сюжета о рождестве Б.Пастернаку в 19. «Рассвет» (1947)Новое обращение к Богу:  И через много-много лет 21. «Земля» (1947)И снова весна!     И та же Последние четыре стихотворения: «Дурные дни» (1949), «Магдалина» ( I и II), «Гефсиманский Моление в Гефсиманском садуВ конце был чей-то сад, надел земельный.Учеников оставив за Ночная даль теперь казалась краемУничтоженья и небытия.Простор вселенной был необитаем, И только «Гефсиманский Стихи Юрия Живаго - это история, которая даёт жизнь после смерти и Нить судьбы… Или во всём мне хочется дойти до самой сути…Но быть
Слайды презентации

Слайд 2 «Тетрадь Юрьевых писаний» - поэтический цикл
Цикл включает в

«Тетрадь Юрьевых писаний» - поэтический циклЦикл включает в себя стихотворения, написанные

себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953

г.г.
Всего 25 стихотворений.
Их можно разделить на смысловые группы:
I - жизнь природы (времена года)
II – библейские мотивы
III – состояние души человека

Слайд 4 Стихотворения «Гамлет» и «Сказка» не входят в данные

Стихотворения «Гамлет» и «Сказка» не входят в данные тематические группы.Внутри каждого

тематические группы.
Внутри каждого цикла можно заметить некоторые закономерности: круговорот

Вселенной.
Жизнь природы проходит цикл (круг) от марта до зимы: принцип завершения, вечного круговорота Бытия.
Наличие библейских мотивов – возвращение к христианской морали: мир представлен от сотворения его до наших дней; от Страстной недели – к Гефсиманскому саду.
Состояние души человека: с объяснения – к разлуке.

Слайд 5 Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, его

Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь

инобытие, вечная жизнь его души и души самого автора.
Стихи

воспевают вечные духовные ценности: искусство, любовь, свободу личности.
В подтексте просматривается трагедия века.
«Живаго» - живой, живущий, вечно живой, бессмертный

Слайд 6 1. «Гамлет»
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к

1. «Гамлет»Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю

дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем

веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
1946

Слайд 7 «Гамлет»
Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по

«Гамлет»Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по Пастернаку, - это

Пастернаку, - это драма долга, самоотречения, что сближает этот

образ с образом Христа.
«Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси» - это слова Христа.

Цитата из Библии: «И говорил: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня; но не я хочу, а чего Ты» (Ев. От Марка, гл 14, ст.36).
Эти слова вошли в мировую культуру, как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Отца, чтобы тот отвёл от него чашу страданий. Страдание есть неизбежный спутник человека. Для чего оно даётся? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеческих отношениях, за дисгармонию с миром и само несовершенство мира. Страданиями очищается душа от греха. Иисус Христос из любви к людям принял смиренно страдания и смерть за грехи человеческие.
Так возникает в стихотворении тема жизни как искупительной жертвы.
Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь.


Слайд 8 Стихотворение «Гамлет» и о шекспировском герое, и об

Стихотворение «Гамлет» и о шекспировском герое, и об актёре, играющем эту

актёре, играющем эту роль, и о Христе, и о

Юрии Живаго, и о Пастернаке, трагически ощущающем своё существование:
Я один, всё тонет в фарисействе,

и вообще о человеке в положении Гамлета.
Долг человека – заплатить муками за чудо жизни.
Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей глубокую мысль:
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь символична, потому что она значительна во всех проявлениях, больших и малых. И предметом поэзии является сама жизнь.
Философский смысл стихотворения: надо быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире, это путь жертвенный, во имя нравственных идеалов.


Слайд 9 Жизнь прожить – не поле перейти
Эта русская пословица

Жизнь прожить – не поле перейтиЭта русская пословица имеет двойную смысловую

имеет двойную смысловую нагрузку:
1 – назидательный смысл: метафорическое значение

– ассоциация «жизнь – путь»;
2 – становится внешним знаком перенесения «действия» стихотворения из вневременного плана в личностно-исторический: проецирует «лирический сюжет» на русскую почву, соотнося вечную символику с собственной жизнью и событиями романа; этот нелёгкий путь предстоит пройти именно ему, Юрию Живаго, в конкретный исторический период, именно ему, как «русскому Гамлету», вновь предстоит соединить распавшуюся связь времён.
Извечный вопрос: быть или не быть?
В «Гамлете» отражено начало жизненного и творческого пути героя, символически ознаменовано его духовное пробуждение, духовные поиски.

Слайд 10 ** В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил

** В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые

сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и

его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского.
В стихотворении «Гамлет», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема, напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора.
Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата - ему он и доверил свою тревогу за новый век.
«Гул затих. Я вышел на подмостки» – с этой строчки Пастернака начинал свою роль Гамлета В.Высоцкий в театре на Таганке. Он выходил на сцену без традиционного костюма в обычном вязаном свитере, очень близкий и понятный своим
современникам. Высоцкий играл в пьесе Шекспира
и свою судьбу тоже.

Слайд 11 Первая фраза текста «Гул затих» предполагает зрительный зал,

Первая фраза текста «Гул затих» предполагает зрительный зал, публику, её легкий

публику, её легкий шум перед началом спектакля. Ассоциация с

театром подкреплена такими деталями, как «подмостки», «сумрак», «бинокли», «отголоски», «играть роль». Этот лексический ряд поддерживает наше представление об актере - мыслителе, глубоко вживавшемся в сущность своего сценического образа. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
В прямом смысле эти слова принадлежат и Гамлету, который напряженно вглядывается в движущееся время, и актеру, играющему роль Гамлета, осмысливающему свою роль в трагедии. Но это ведь и мучительные мысли самого Юрия Андреевича Живаго, в тетради которого мы читаем стихотворение «Гамлет». Он предчувствует неизбежность новых бед и страданий, гибель свою и тех, кто дорог ему.


Слайд 12 И, конечно же, это и слова самого Пастернака

И, конечно же, это и слова самого Пастернака о себе, так

о себе, так как он предполагал, что власть не

простит ему его роман, который отражает трудный путь той части русской интеллигенции, которая осталась в России со своим народом, не эмигрировав. Не уехали очень многие, но они, как Ю. Живаго, как Ахматова, как Пастернак, ощущали своё противостояние тому миру, что тонул в фарисействе.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.
Пастернак тоже видел, как на него был «наставлен сумрак ночи», как на него глядели «тысячи биноклей» (поразительный символ опасности!) своими прицельными окулярами.
Он жил многие послевоенные годы в предчувствии возможного ареста и расправы. Это ведь тоже понимание того, что «неотвратим конец пути», что «сейчас идёт другая драма», не менее страшная, чем во времена Шекспира. И поэт готов был, подобно своему герою, принести себя в жертву во имя своей сверхзадачи - написания романа.

Слайд 13 2. «Март»

2. «Март»

Слайд 14 Март
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как

МартСолнце греет до седьмого пота,И бушует, одурев, овраг.Как у дюжей скотницы

у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет

снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи. Эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овёс,
И всего живитель и виновник, -
Пахнет свежим воздухом навоз.
1946

Слайд 15 2. «Март»
Март – месяц пробуждения жизни.
Стихотворение структурно совпадает

2. «Март»Март – месяц пробуждения жизни.Стихотворение структурно совпадает с «Гамлетом»: написано

с «Гамлетом»: написано пятистопным хореем, содержит 4 строфы.
Но трагическое

звучание «Гамлета» в последней строке («Жизнь прожить – не поле перейти») сменяется оптимистическим, жизнеутверждающим настроением «Марта».
Каждое явление природы здесь одухотворено, олицетворено, наполнено высшим смыслом:
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг …
Назывные предложения третьей строфы передают удивление и восторг перед очередным чудом жизни:
Эти ночи, эти ночи!
Дробь капелей в середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Прекрасное есть жизнь. Поэтому «пахнет свежим воздухом навоз», он «всего живитель и виновник».
Нет низкого , и нет высокого, есть вечная жажда жизни и её бесконечное обновление.
Это стихотворение скрепляет стихотворения «Гамлет» и «На Страстной», полные евангельской символики, своей мнимой простотой, обыденностью, утверждением простых жизненных ценностей.

Слайд 16 3. «На Страстной»

3. «На Страстной»

Слайд 18 Сама природа участвует в событиях Страстной недели:

Сама природа участвует в событиях Страстной недели:  Вода буравит берега


Вода буравит берега
И вьёт водовороты…

И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек…

Деревья смотрят нагишом
В церковные решётки…

Сады выходят из оград.
Колеблется земля уклад:
Они хоронят Бога.

Обновление жизни, воскресение природы вызывает другое Воскресение:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь –
Смерть можно будет побороть
Усильем воскресенья.



Слайд 19 Весна, лето, осень, зима символизируют жизненный круг человека.
«Март»,

Весна, лето, осень, зима символизируют жизненный круг человека.«Март», «Белая ночь» (1953),

«Белая ночь» (1953), «Весенняя распутица» (1953) связаны с пробуждением

природы, пробуждением человеческой жизни, в которой перемешаны «доли // Безумства, боли, счастья, мук».
Лето – «Объяснение» - возвращение жизни, её новый виток:
Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась.
Я на той же улице старинной,
Как тогда, в тот летний день и час.

Слова «как тогда», «так же», «те же», «вновь», повторяющиеся образы усиливают впечатление гармоничности, цикличности, постоянного возобновления, самоценности бытия.

Слайд 20 «Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето»

«Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето» - пора зрелой

- пора зрелой любви, буйства жизни – завершаются «Свадьбой»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

В стихотворении «Осень» примешивается вкус
«горечи вчерашней» и «сегодняшней тоски».

Слайд 22 13. «Сказка»
В «Сказке» - вновь обращение к вечным

13. «Сказка»В «Сказке» - вновь обращение к вечным образам, уже мифологическим.В

образам, уже мифологическим.
В итоге поединка всадника со змеем –

«труп дракона» и вечный сон: «душа во власти сна и забытья».
Застывший символ: всадник, пронзивший змея копьём, и сказочная невозможность сбросить оковы сна.
Назывные предложения обозначают вечность:
Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.

Единство текучести и неподвижности.

Слайд 24 14. «Август»
В стихотворении «Август» - трагические ноты смерти,

14. «Август»В стихотворении «Август» - трагические ноты смерти, прощания. Расставания, связанные

прощания. Расставания, связанные с Преображением Господним:
Прощай, размах

крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Смысловая близость слов «творчество» и «чудотворство»: сближение «творцов» - художника и Бога.

Слайд 25 15. «Зимняя ночь» (1946)

15. «Зимняя ночь» (1946)

Слайд 26 Зимняя ночь (1946)
Мело, мело по всей земле
Во все

Зимняя ночь (1946)Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на

пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на

пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Слайд 27 «Зимняя ночь»
Стихотворение построено как воспоминание о любви: все

«Зимняя ночь»Стихотворение построено как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем

глаголы в прошедшем времени. Симметрично расположенный рефрен «Свеча горела

на столе, // Свеча горела» усиливает впечатление кружения метели, возвращения воспоминаний.
Вся человеческая жизнь представлена на противопоставлении хаоса (бушующей стихии за окном, метели) и гармонии (любви двух людей, любви, утверждающей свой высший смысл и своё право на жизнь перед лицом хаоса):
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой,
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И сила любви способна противостоять напору небытия: свеча – символ человеческой души, жизни, обладание которой и есть высший смысл «живого».
Утверждая истину, лирический герой Пастернака возвращается к христианству, так как оно способно явить миру добро.

Слайд 28 Именно со свечи начинается основное действие романа, сюжетная

Именно со свечи начинается основное действие романа, сюжетная динамика, которая строится

динамика, которая строится на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами

и совпадениями.
1 сюжетный узел – сцена встречи Лары и Паши Антипова, много изменившая в их судьбах.
« Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё их нераспечатанную пачку <,,,> Пламя захлебнулось стеарином. <…> Комната наполнилась ярким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок».


Слайд 29 Лара и Паша

Лара и Паша

Слайд 30 2 сюжетный узел.
…Юра и Тоня, ничего не знающие

2 сюжетный узел.…Юра и Тоня, ничего не знающие о тех испытаниях,

о тех испытаниях, через которые должно пройти их взаимное

чувство, едут в извозчичьих санях на ёлку к Свентицким. Юра обратил внимание на протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь скважину просвечивал огонь свечи, «точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало».
«Свеча горела на столе. Свеча горела…»- шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой. Оно не приходило».
Это I стихотворение Юрия Живаго. В этот момент мы наблюдаем за рождением стихотворения. Эти действия происходят в канун светлого праздника Рождества Христова.

Слайд 31 Юра и Тоня

Юра и Тоня

Слайд 32 3 сюжетный узел.
«Лампа горела ярко, приветливо, по-прежнему. Но

3 сюжетный узел.«Лампа горела ярко, приветливо, по-прежнему. Но больше ему не

больше ему не писалось. Он не мог успокоиться.

в это время проснулась Лара.
А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя яркая! – сказала она».
«Подтекст»: горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, всецело отданной творчеству, но и ВЕРЕ, истинной, деятельной.
В таком понимании символика свечи восходит к словам Иисуса в Нагорной проповеди: «…зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., гл.5, ст.15)
Именно таким светом проникнуты жизнь и поэзия Юрия Живаго.


Слайд 33 4 сюжетный узел.
После смерти Юрия Живаго, прощаясь с

4 сюжетный узел.После смерти Юрия Живаго, прощаясь с ним, Лара вспомнит

ним, Лара вспомнит тот момент, когда в Рождество горела

свеча на подоконнике, протаявший около неё кружок в ледяной коре стекла.
«Могла ли она думать, что лежащий на столе умерший Юрий Живаго видел этот глазок свечи и обратил на него внимание?»
Свеча горела на столе…
При зажжённой свече состоялся разговор во время последней встречи Ю.Живаго и П.Стрельникова.
Таким образом, образ-символ горящей свечи является сквозным и эстетическое завершение получает в стихотворении Ю.Живаго, скрепляя части романа.

Слайд 34
Анализ стихотворения “Зимняя ночь”

Анализ стихотворения “Зимняя ночь”   Своеобразие композиции стихотворения:стихотворение имеет рамочную

Своеобразие композиции стихотворения:
стихотворение имеет рамочную или кольцевую композицию. Оно

начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию.

В первой строфе можно увидеть тематическое противопоставление образов метели и свечи.

Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”.)
Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. (“Свеча горела на столе”.)
Метель – свеча – структурообразующая оппозиция всего стихотворения. Слова “метель” и “свеча” можно рассматривать как
контекстуальные антонимы.

Смысловые части:
Первая часть – это вторая и третья строфы, их объединяет тема метели, стихии снаружи.
Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части – любовь, свидание, близость мужчины и женщины.

Слайд 35 Шестая строфа объединяет темы метели и любви. (“И

Шестая строфа объединяет темы метели и любви. (“И все терялось в

все терялось в снежной мгле…”) Местоимение “всё” – контекстуальная

замена слов, связанных с темой свечи и любовной близости. Первая, третья, шестая и восьмая строфы соотносятся и тематически, и структурно. Наличие в них рефрена объединяет строфы тематически, а синтаксический параллелизм ёще резче подчеркивает антитезу “метель – свеча”.

Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло, а также метафорическое сочетание “жар соблазна”. Жар – огонь, пламя. Образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.

Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Присутствие человека уже в самом событии – “свеча горела”. О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье. Контекст употребления этих слов вносит в строфу тему обнажения, раздевания. Волнующая ситуация любовного свидания одухотворена, освящена любовью.

Слайд 36 Смысл словосочетания “судьбы скрещенье” вырастает из конкретно-изобразительного

Смысл словосочетания “судьбы скрещенье” вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на

образа: тени на потолке в виде креста. Но его

можно понять и как метафору: “судьбы скрещенье” - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины.

В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости.
Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Тема святости продолжается в седьмой строфе.

В основе сравнения в седьмой строфе лежит антонимическое сопоставление: “жар соблазна – ангел”. Слово “соблазн” входит в привычные словосочетания “дьявольский соблазн”, “греховный соблазн”. Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение святости, чистоты.


Слайд 37 Любовь искупает всё, в том числе и грех,

Любовь искупает всё, в том числе и грех, так же ,как

так же ,как крестное страдание искупило грехи человеческие. Страсть

по-славянски значит прежде всего страдание. “Страсти Господни” - страдания Господа на кресте за все человечество. Для Пастернака загадка земной любви в одном ряду с загадками жизни, смерти, творчества.
Лирическое событие совершается одновременно в двух пространствах: в пространстве всей земли и в замкнутом пространстве комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок, угол) конкретное, ограниченное оконной рамой. Постранство всей земли (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”) огромное, безграничное.


Слайд 38 Слово “предел” многозначно, в словаре Ожегова одно из

Слово “предел” многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений

его переносных значений определяется как “судьба”. (Такой уж ему

предел/судьба - на чужбине умереть”.) Мело “во все пределы” - мело во все судьбы людские.
Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.

Эта стихия действует не только в художественном мире стихотворения, она “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”.
В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель становится символом социальных катаклизмов. Последние октябрьские революционные бои в Москве. Юрий Живаго узнаёт о введении в России диктатуры пролетариата. То, что происходит в городе, - “последние залпы сломленного сопротивления”, “слабые зарева залитых пожаров” - кажется ему сходным с тем, что происходит в природе.
Включение стихотворения “Зимняя ночь” в текст романа позволяет сделать вывод о том, что и в художественном мире стихотворения метель – это не просто природная стихия в феврале, но и символическое изображение социальных бурь.
Мир за окном и мир в комнате – является композиционным стержнем прозы и стихотворения


Слайд 39 Это стихотворение о любви и страсти двух людей,

Это стихотворение о любви и страсти двух людей, героев романа “Доктор

героев романа “Доктор Живаго” - Лары и Юры. Их

любовь горит, как свеча, вопреки или на фоне социальных метелей, революции.
Это стихотворение о любви и страсти любых других влюбленных, “скрестивших” свои судьбы вопреки “метелям” жизни.

Слайд 40 Боль этих воспоминаний в стихотворениях «Разлука» (1953) и

Боль этих воспоминаний в стихотворениях «Разлука» (1953) и «Свидание» (1949):

«Свидание» (1949):

Но

кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?

Слайд 41 И опять евангельский символ – «Рождественская звезда»
Всего три

И опять евангельский символ – «Рождественская звезда»Всего три слова: ночь под

слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много

ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.
И.Северянин

Слайд 42 Б.Пастернак записал в своем дневнике:
«Хотелось написать

Б.Пастернак записал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как

русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками

и тёмным еловым лесом».

Слайд 43 Какому событию посвящено стихотворение?
Найдите черты русского пейзажа в

Какому событию посвящено стихотворение?Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.Почему пейзаж не

стихотворении.
Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?
Кроме пейзажа там еще

есть приметы русского быта. Найдите их («запахнув кожухи», «вели за хибарку босые следы», «хутор в огне», «пожар не гумне»). Каково их назначение в тексте?
Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? ( Босые следы ангелов).
В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).
О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).
С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни?
С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии?
Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда» и картину П.Брейгеля
«Поклонение волхвов»



Слайд 44 Рождественская звезда

Рождественская звезда

Слайд 45 Рождество младенца Иисуса
«Рождественская звезда»


Воплощение

Рождество младенца Иисуса«Рождественская звезда»  Воплощение библейского сюжета о рождестве Христовом.

библейского сюжета о рождестве Христовом.
Образ звезды Рождества,

возвестившей о новой эре человечества.


Слайд 46

Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось


Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось показать

рождение Чуда на русской почве.

Идея его проста и гениальна одновременно: на русской земле жили и творили А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Блок, Д.Менделеев, П.Чайковский…

Приход каждого человека в этот мир, его рождение – это Чудо.

Надо помнить о своем предназначении на земле.

Чувства, пережитые Поэтом в тишине переделкинского дома, донесены до читателей в Слове, побуждающем нас постигать чудо жизни.

Слайд 47 19. «Рассвет» (1947)
Новое обращение к Богу:
И

19. «Рассвет» (1947)Новое обращение к Богу: И через много-много лет Твой

через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.

Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.

20. «Чудо» (1947)
…Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Слайд 48 21. «Земля» (1947)
И снова весна!

21. «Земля» (1947)И снова весна!   И та же смесь

И та же смесь огня и жути

На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой.
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

В картину весеннего «приволья» и «нахрапа» вклинивается смесь «огня и жути», «человеческое горе», и опять звучит мотив «призвания», «долга»:
Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и моё призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.


Слайд 49 Последние четыре стихотворения:
«Дурные дни» (1949),
«Магдалина» (

Последние четыре стихотворения: «Дурные дни» (1949), «Магдалина» ( I и II),

I и II),
«Гефсиманский сад» (1949) – полностью переводят

бытие лирического героя в плоскость вечности.
Страданиями, сомнениями «Гамлета» («Если только можно, Авва Отче, //Чашу эту мимо пронеси»)открывался цикл, и в «Гефсиманском саду», т.е. на том же месте, в тот же час, заканчивается, завершая таким образом, один из бесконечных жизненных циклов. Всё уже написано в «книге жизни»:

Слайд 50 Моление в Гефсиманском саду
В конце был чей-то сад,

Моление в Гефсиманском садуВ конце был чей-то сад, надел земельный.Учеников оставив

надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит

смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы…

Слайд 51 Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной

Ночная даль теперь казалась краемУничтоженья и небытия.Простор вселенной был необитаем, И

был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И,

глядя в эти чёрные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил Отца…

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

И всё-таки каждый раз на муки во имя жизни идут добровольно:

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.


Слайд 52

«Гефсиманский сад»	Подчеркнута человечность Христа. Поступок

«Гефсиманский сад»



Подчеркнута человечность Христа.
Поступок Христа

-человека, Сына Человеческого, наполняет смыслом жизнь людей, которые намерены относиться к ней, как к служению идеалам христианской нравственности.
Мерцание звёзд в «Гефсиманском саду» - это то, чем освещается Вселенная, это то, что несёт истину всему живущему.
Одна из истин – «спор нельзя решить железом». Звучит тема убиения – нарушение главной заповеди Христа.
Утверждая истину, лирический герой Б.Пастернака возвращается к христианству, т.к. оно способно явить миру добро.


Слайд 53 Стихи Юрия Живаго - это история, которая даёт

Стихи Юрия Живаго - это история, которая даёт жизнь после смерти

жизнь после смерти и надежду человека на самого себя,

веру в собственные силы.
Миссия поэта схожа с миссией Иисуса Христа: их цель – помочь людям обрести счастье и утолить печаль. Своим творчеством Ю.Живаго противостоит смерти.
Душа, воплотившаяся в слове, торжествует над временем и утверждает себя в вечном

  • Имя файла: prezentatsiya-stihotvoreniya-yuriya-zhivago-11-klass.pptx
  • Количество просмотров: 268
  • Количество скачиваний: 42