Слайд 2
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы
желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что
значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме…
М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня»
Слайд 3
«Если захочу вдаться в поэзию народную,
то, верно, нигде больше не буду её искать, как
в русских песнях»
(1830)
Слайд 4
М.Ю. Лермонтов родился в
1814 г. в Москве.
Слайд 5
Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но
обедневшему дворянскому роду. Его предки происходили от испанского герцога
Лермы, который некогда в силу обстоятельств был вынужден покинуть родной край и бежать в Шотландию.
Слайд 6
Мать Лермонтова – Мария Михайловна – была богатой
и знатной дворянкой.
Слайд 7
Брак Юрия Петровича и Марии Михайловны нельзя было
назвать счастливым. Ранняя смерть матери, ссоры между близкими, толки
о наследстве – все эти тревожные впечатления детства рано заставили Лермонтова задуматься над мучительными противоречиями в отношениях между людьми.
Слайд 8
В черновике стихотворения «Пусть я кого-нибудь
люблю…» есть такое признание:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом…
Это пишет человек, в котором души не чаяли отец и бабушка. Более того, и сам юноша искренне любил своих родных.
Слайд 9
Воспитанием занялась бабушка,Е.А.Арсеньева,человек очень властный и строгий. Отец
хотел увезти сына. Но она убедила его не
делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.
Слайд 10
До тринадцати лет мальчик воспитывался в Тарханах –
имении бабушки Е.А. Арсеньевой.
Слайд 11
В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у
него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он
мог учиться, развиваться физически.
Слайд 13
Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск.
Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор,
бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Слайд 14
1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен
в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью
он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами
Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике.
1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению.
Из воспоминаний
Слайд 15
В январе 1837 года, в дни
трагической гибели Пушкина, Россия внезапно услышала голос молодого Лермонтова,
которому суждено было стать преемником Пушкина в русской литературе.
Слайд 16
Он написал стихотворение «Смерть поэта» -
скорбное, гневное, обличительное:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!...
Убит!... к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья? –
Судьбы свершился приговор!...
Слайд 17
Правительство Николая I расценило стихотворение Лермонтова как призыв
к революции и поторопилось принять суровые меры. Лермонтова арестовали
и сослали на Кавказ, под пули горцев.
Слайд 18
Весь 1837 год Лермонтов провёл на Кавказе. Из
ссылки он привёз в Петербург «Песню про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Слайд 19
Лермонтов считал, что быть поэтом – это значит
совершать высокий гражданский подвиг, обнажать общественные пороки. Об этом
говорит он в стихотворениях «Дума», «Поэт», «Пророк».
Слайд 20
На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных
шутки Лермонтова задели отставного майора Мартынова. Ссора повлекла за
собой вызов на дуэль.
Слайд 21
15 июля 1841 года Лермонтов был убит на
дуэли в окрестностях Пятигорска у подножия горы Машук.
Слайд 22
Трагическая гибель Лермонтова на дуэли с Мартыновым не
была случайностью. Поэт, видимо, предчувствовал смерть и не сопротивлялся
судьбе. Во время дуэли он даже не целился в противника…
Слайд 23
Сам поэт писал так: «Что ж? умереть, так
умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому
порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..»
Слайд 24
Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что
он создал за свою короткую жизнь, ставит его в
ряд величайших поэтов мира.
Слайд 26
Великий князь Иоанн IV Васильевич
Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание
Ива́н Гро́зный; 1530 - 1584) — великий князь Московский
и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).
Слайд 27
В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897
Образ Ивана
Грозного в современном искусстве. Художник Г. Г. Горелова, Эскиз
к работе, 1962 г.
Слайд 28
Его правление – жестокость, цинизм и террор
Слайд 29
Опри́чник — человек, состоящий в рядах
опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в
рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».
Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский.
Слайд 30
Опричники – преданные воины, с помощью которых
царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил
массовые казни.
Слайд 31
Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской.
Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к
их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измен. Древнерусское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «посторонний; особый».
Слайд 32
Николай Васильевич Неврев, картина Опричники.
Слайд 33
кулачный бой
В древней Руси кулачный бой был
любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости,
богатырской удали.
Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй.
Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке.
Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил.
Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.
Слайд 35
За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович,
По
прозванию Калашников;
Шелковые товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато,серебро пересчитывает.
Да
не добрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
Слайд 36
От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице
одинешенька,
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулася – человек бежит.
Мои
ноженьки подкосилися.
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
«Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем…»
Слайд 37
Домострой
Нелегка была доля женщины в древней Руси.
До замужества она не имела права одна выходить за
пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит».
Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни.
Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа.
Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.
Слайд 39
И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый
молодец, Ты какого роду – племени, Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться».
« Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому.»
Слайд 40
« Уж вы, братцы мои, други кровные,
Поцалуемтесь да
обнимемтесь
На последнее расставание.
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше
печалиться,
про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою, душу грешную!»
Слайд 41
Кто такие опричники?
Кого из представителей опричнины упоминает в
поэме Лермонтов?
Каким изображён в поэме молодой опричник Кирибеевич?
Какой разговор
произошёл между царем и Кирибеевичем на пиру?
Слайд 42
Прочитайте описание лавки и домашнего уклада купца Калашникова.
Какие
слова помогают создать достоверное изображение купеческой жизни той эпохи?
Слайд 43
Перескажите разговор Калашникова с женой. Что во внешнем
облике и поведении жены возмутило купца?
О чём рассказала мужу
Алёна Дмитриевна?
Слайд 44
Как можно озаглавить III главу?
Какое место занимает этот
эпизод в сюжете поэмы?
С какой целью проводились кулачные бои?
С
какой целью прибыли на Москву-реку герои (Кирибеевич, Калашников, царь)?