Слайд 2
Цель нашего проекта – показать Петербург Достоевского, проанализировав
сцены петербургской жизни, доказать, что, по мнению Достоевского, Петербург
- это город, в котором невозможно жить человеку.
Работая над проектом, мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Проследить эволюцию образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века»
2. Определить, каким Достоевский представляет Петербург в романе «Преступление и наказание», в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание».
Слайд 3
Современный Петербург – музей под открытым небом
Слайд 4
Тема Петербурга в русской литературе была положена еще
в XVIII веке М.В. Ломоносовым, затем развивалась в творчестве
Батюшкова, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского и других русских писателей.
Свои наблюдения мы оформили в виде таблицы: «Эволюция образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века».
Слайд 5
Петербург Достоевского
Петербург предстаёт перед Достоевским прекрасным, романтическим городом,
но, как все романтики Достоевский чувствует в нём и
оборотную трагическую суть.
Слайд 8
Пройдём вместе с Раскольниковым его типичным маршрутом…
Слайд 9
Пройдём вместе с Раскольниковым его типичным
маршрутом…Комментируя некоторые места романа, можно раскрыть все буквенные обозначения.
С-й переулок – это Столярный, К.-н. мост – Кукушкин мост, В-ий проспект – Вознесенский проспект. От Сенной площади к Екатерининскому каналу, перейдем Кукушкин мост и окажемся в Столярном переулке. Здесь, в угловом доме, и находилась каморка Раскольникова…
Слайд 10
Петербург, угол Мещанской улицы и Столярного переулка.
Слайд 11
Дом Шиля. Здесь были написаны ранние произведения Ф.
М. Достоевского. В этом доме, по предположению исследователей, мог
жить Раскольников.
Слайд 12
«Сенная площадь »
Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась
низкопробными заведениями, трактирами, кабаками. Весь этот район (Сенная и
прилегающие к ней улицы) считался самым злачным местом Петербурга, его «чревом». Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, «номеров» с дурной репутацией.
Слайд 15
Как же создаётся образ Петербурга в романе?
Слайд 16
Пейзажи Достоевского
Два аспекта
Объективный –
описательный
Субъективный –
психологический
Слайд 17
«На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины»
ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит
картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6)
Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа.
Слайд 18
Нет резких и отчётливых очертаний предметов, а даётся
впечатление от общей атмосферы улицы
Слайд 19
Петербург Достоевского – капиталистический город – город -
отрава, - город – убийца.
Грязный, мрачный, с домами, запачканными
грязью, город угрюмый, грязно – серого, грязно – зелёного цветов
Достоевский вместил в эти эпитеты ужас и бесчеловечность жизни.
Слайд 22
Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга.
Вот
каморка Раскольникова.
(«Это была крошечная клетушка…маленький столик» ч.1 гл.3)
Раскольников ощущает
себя словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен.
Слайд 24
А вот описания комнаты Мармеладовых и Сони, а
также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов:
«Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» ч.1 гл.2
«Это была большая комната… у кровати не было занавесок» «Это была клетушка до того маленькая…»
Слайд 26
обращают на себя внимание повторяющиеся детали :
Неправильные
формы,
бедность,
желтые обои,
простая мебель
Слайд 27
В описании интерьеров преобладает желтый цвет.
Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим
комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины.
Слайд 28
Случайно ли это? Почему именно жёлтый
цвет?
Выбор Достоевским жёлтого цвета не случаен.
Желтый цвет –
цвет
болезни, болеют
душевно люди,
населяющие это
город, от того
болен и сам город
Слайд 29
Сцены уличной жизни
«У питейного дома»
Неизвестный художник
Слайд 31
Пейзажи, интерьеры, сцены уличной жизни создают общее впечатление
города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу
безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Слайд 32
Заключение
Каждая эпоха в истории русского общества знает свой
образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет
этот образ по-своему.
Петербург - это место действия, на фоне которого разворачиваются события.
Петербург Достоевского - атмосфера тупика и безысходности.
Петербург- город, в котором страдают от унижений и оскорблений.
Петербург Достоевского – город контрастов.